Барометр №1

Муниципальная полиция

Асмик Новикова

Уровень барометра Создание муниципальной полиции в системе действующего государственного управления бессмысленно, а в худшем случае —  вредоносно.

Аргументы "против"

Разделение на федеральную и муниципальную полицию поддерживается как вещь в себе, как идеальное 
воплощение в будущем того, какая может быть полиция. Но, пока сохраняется прежняя система государственного управления и бюджетного финансирования, такая мера неуместна.

«При сегодняшнем устройстве власти децентрализованная полиция, наличие муниципальной полиции совершенно не нужно. Система управления государством в целом устроена таким образом, что нужна полиция, которая управляется из Москвы». — Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт»

Власти опасаются децентрализации, воспринимая ее как потерю управления и контроля. Самая идея того, что при децентрализации возможны другие механизмы контроля, не возникает и не обсуждается.

«Любой современный телевизор на самом деле устроен гораздо сложнее, чем государство. Тем не менее работает, и революций в нем не происходит». — Игорь Каляпин, Комитет против пыток (Нижний Новгород)

Но пока имеется набор условий или рисков, которые делают разделение полиции на федеральную и муниципальную или же вредоносным, или же нереализуемым. И в конечном итоге вынуждают отказаться от идеи разделения.

Риск 1: Отсутствие механизмов контроля


В текущей ситуации предельной централизации и фактического неучастия граждан в управлении на мест-
ном уровне отсутствуют эффективно работающие механизмы контроля со стороны общества. В тоже время государственные механизмы контроля — «федерального» происхождения, что логично в действующей системе государственного управления. Кроме того, их эффективность вызывает критику.

«Нормальный способ разделения полиции рассчитан на другую систему контроля, на то, что ее будут контролировать граждане. Именно граждане могут эффективно бороться с коррупцией, а никакие не чиновники и не Управление собственной безопасности. Если мы начнем с того, что оставим какие‑то подразделения полиции без федерального контроля, который сейчас плохой и даже постепенно деградирующий, но все‑таки есть, то лучше не будет». — Игорь Каляпин, Комитет против пыток

Риск 2: Фиктивная самостоятельность


Региональные власти, а также муниципальные, привыкли работать в условиях, когда все решения при-
нимаются в федеральном центре. Это снижает степень ответственности и сокращает административные 
усилия по управлению. По мнению экспертов, за последние годы региональные и муниципальные власти отучились от самостоятельности.

«Сейчас из поездок и из разговоров в местных органах власти все больше возникает ощущение, что наша региональная власть, за редким исключением, отучилась от самостоятельности. Как‑то все очень хорошо: решения не надо принимать, отвечать за них тоже. Как Москва им скажет, так они и сделают — вот такая позиция». — Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт»

Муниципальная власть не обладает денежными ресурсами. Все средства поступают из федерального цен-
тра. В случае, если будет создана муниципальная полиция, но в текущих обстоятельствах, муниципалите-
ты будут запрашивать финансирование у того же федерального центра. Муниципалитетам предлагается 
управлять своей полицией, но всякий раз запрашивать финансирование у федерального центра.

«Идея‑то хороша тогда, когда муниципалитет обладает деньгами. Для того чтобы муниципальную милицию содержать, муниципалитету нужно будет эти деньги просить у федерального центра. Значит, у нас самостоятельная полиция, для которой нужно сначала деньги у федерального центра попросить, а потом изображать самостоятельность». — Игорь Каляпин, Комитет против пыток.

Риск 3: Риски криминализации и коррупционных «альянсов»


В случае разделения полиции на федеральную и муниципальную риски сращивания полиции и криминальных групп возрастают.

«Я думаю, что если это сделать прямо сейчас, то именно так и будет. Вопрос в том, кто может являться эффективным контролером работы, в том числе … полицейских. Если выстраивать систему управления и контроля в государстве так, как она выстроена сейчас, … тогда, безусловно, муниципальная полиция будет более склонна к коррупции, чем нынешнее подразделение в каком‑нибудь райцентре. … Сейчас они боятся проверки московского генерала, а так они со всеми договорятся, и все у них будет в «шоколаде»». — Игорь Каляпин, Комитет против пыток

Общество не контролирует полицию. Существует расхожее мнение, что проблема — в незрелости граж-
данского контроля. В действительности нынешняя система управления позволяет игнорировать запросы 
со стороны общества или же игнорировать их до тех пор, пока ситуация не доходит до критической точ-
ки. В обычном, штатном, режиме власти, в том числе и правоохранительные, могут не замечать требова-
ний общества.

В такой ситуации сращивания, которых все опасаются, могут происходит и сейчас, при сохранении 
централизованной полиции. Проблема не в том, что создается «новая благоприятная рамка для этого», 
а в том, что отсутствуют эффективные механизмы контроля.

«Ничто не мешает правоохранительным органам сращиваться с местными криминальными или с местными администрациями и сейчас. Более того, такое сращивание время от времени мы видим, с теми же Цапками. … Это проблема отсутствия нормально действующих механизмов, которые минимизировали бы риски подобного сращивания. И если в перспективе она не будет учтена при разделении полиции на муниципальную и федеральную, то, безусловно, будут сращиваться». — Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт».

Риск 4: Административная незрелость


Кроме общественного контроля, который, по идее, должен заработать активнее в случае возникновения 
муниципальной полиции, местные власти, создавая муниципальную полицию,одновременно должны создавать механизмы административного контроля. Создание полиции не исчерпывается формированием патрульных подразделений. Очевидно, что должны создаваться сопровождающие аналитические и контролирующие структуры, в том числе надзорные. Возникает вопрос: готовы и могут ли муниципальные власти организовать эти структуры, взять на себя административную нагрузку по контролю за полицией?

«Очень важно, чтобы руководство муниципальной полиции подчинялось обыкновенному муниципальному руководству. И здесь, безусловно, должна стоять задача эффективно организовать управление этими подразделениями. И нужно понимать, что это нагрузка, в том числе финансовая и административная, которая ляжет на муниципалитеты. А муниципалитеты это осилят? Они хотят полицию контролировать?» — Игорь Каляпин, Комитет против пыток