Барометр №1

Муниципальная полиция

Асмик Новикова

Уровень барометра Создание муниципальной полиции в системе действующего государственного управления бессмысленно, а в худшем случае —  вредоносно.

Комментарий о создании муниципальной полиции - Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»

Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»

Идея децентрализации российской милиции возникает не впервые, но все никак не реализуется. Почему? Встречает бюрократическое сопротивление?

Инициатива по созданию муниципальной милиции последние три года активно обсуждается в Думе, в Комитете по законодательству. Мне известны как минимум два неформальных заключения, в которых думский комитет говорит, что мысль правильная, но очень несвоевременная. Нет денег на то, чтобы это сделать. Мое ощущение, что деньги, конечно, тоже играют роль, но скорее причина в неготовности именно к процессу децентрализации, потому что все последние изменения в реформе как раз были направлены на большую централизацию полиции. По большому счету, все более очевидно, что ключевые решения по всем вопросам принимаются в центре, в Москве. А на местах все меньше и меньше действуют самостоятельно. При сегодняшнем устройстве власти децентрализованная полиция, наличие муниципальной полиции совершенно не нужно. Система управления государством в целом устроена таким образом, что нужна полиция, которая управляется из Москвы. Полиция как силовое ведомство является для власти инструментом решения государственных задач. А для этого она должна быть подконтрольной. Разумеется, среди этих задач — и борьба с преступностью, только она не приоритетна.

А те же самые регионы и муниципалитеты готовы иметь полицию, за которую им придется отвечать?

Если бы мне этот вопрос задали пять лет назад, я бы сказала, что готовы. Сейчас, из поездок и из разговоров в местных органах власти все больше и больше возникает ощущение, что наша региональная власть, за редким исключением, отучилась от самостоятельности. Как‑то все очень хорошо: решения не надо принимать, отвечать за них тоже. Как Москва им скажет, так они и сделают — вот такая позиция.

Среди возражений против муниципальной полиции было опасение, что полиция сразу же срастется с криминалитетом.

Ничто не мешает правоохранительным органам сращиваться с местным криминалом или с местными администрациями и сейчас. Более того, такое сращивание время от времени мы видим, с теми же Цапками и другими организованными группами. Особенно хорошо это заметно, во всяком случае, по оценкам в открытых источниках информации, на проблематике наркотрафика. То есть это не вопрос того, что создастся новая рамка, более благоприятная для сращивания. Скорее это проблема отсутствия нормально действующих механизмов, которые минимизировали бы риски подобного сращивания. И если она не будет учтена при разделении в перспективе полиции на муниципальную и федеральную, 
то, безусловно, будут сращиваться. Будут сращиваться с криминалом, будут сращиваться с местной администрацией против федеральной полиции. Будут разные групповые сращивания. Это будет происходить до той поры, пока не будет решена проблема ответственности, коррупции, конфликта интересов и так далее.

Муниципальная милиция уже была в Москве, ее ликвидировали, ссылаясь на неэффективность.

Я неоднократно слышала один из самых сильных аргументов против идеи разделения полиции на муниципальную и федеральную: что у нас был опыт, и он негативный. Но оценки этого опыта в публичном пространстве нет. Наверняка есть какая‑то ведомственная оценка, но непонятно, по каким критериям она дается, насколько объективна эта оценка. Или же это какие‑то межклановые разборки, или деньги закончились, или еще что‑то, и нашли оправдание.

В принципе, федеральный закон о местном самоуправлении позволяет иметь локальную полицию. Противоречий никаких нет. Нормативно это может быть. Но в рамках последней реформы одна из вещей, которая была сделана, — это, по сути, перевод всей полиции на федеральный бюджет.

Мне кажется, что сегодня полиция должна быть максимально приближена к регионам. То есть я — за раз-
деление. За разделение функций, за разделение задач, за локализацию управления. Приоритеты для местной полиции должны разрабатываться на местах, исходя из специфики этой локальной территории, а не из Москвы посылаться, как это происходит сейчас.