Барометр №1

Общественный контроль и его кодификация

Анатолий Папп, Асмик Новикова (Фонд "Общественный вердикт")

Уровень барометра Ликвидировать инициативный гражданский контроль Закон в случае его принятия не сможет. Но он может маргинализовать независимые общественные организации и исключить граждан из публичного процесса поиска и принятия решений. Тенденция регламентировать гражданскую активность усиливается. Наиболее чувствительные области – контроль за деятельностью правоохранительных органов – выносятся из законопроекта для того, чтобы быть подвергнутыми еще большей регламентации и контролю со стороны власти.

Комментарий к проекту закона об общественном контроле - Валерий Борщев, председатель фонда «Социальное партнерство»

Валерий Борщев, председатель фонда «Социальное партнерство»

В принципе, саму концепцию законопроекта я поддерживаю. Когда в 96-м году мы готовили закон об общественном контроле соблюдения прав чело- века в местах принудительного содержания («закон об ОНК». — Прим. ред.), мы хотели сделать серию законов: закон об общественном контроле над детскими учреждениями, закон об общественном контроле над психиатрическими учреждениями, закон об общественном контроле над армией. Честно говоря, самой острой по тем временам была ситуация в детских учреждениях. Статистика известна, что треть выпускников попадает в тюрьмы, каждый десятый кончает самоубийством — неблагополучие однозначное. Но сопротивление исполнитель- ной власти было настолько жестким, что они даже не желали эту тему обсуждать, вообще возможность права представителей общества посещать детские учреждения. Я тогда был председателем Палаты по правам человека Политического совета при президенте, и крупные чиновники из правительства так прямо и сказали: мы вас туда не пустим. Позиция была категорична, они стояли намертво: не пускать общество в детские учреждения.Это было самое страшное.

 С армией была половинчатая ситуация. Они говорили: давайте попробуем сотрудничать с комитетами солдатских матерей, в форме закона пока преждевременно, давайте использовать имеющиеся механизмы. И мы, честно говоря, согласились, потому что, действительно, мы не нашли моделей контроля общества армии в мировом пространстве. Поэтому развитие комитетов солдатских матерей мы поддержали.

 Проект закона об общественном контроле, который разрабатывается сейчас, это будущий рамочный закон для реализации этих профильных законов, о которых я сказал. Он сам по себе не решает проблему, он сам по себе не дает права общественного контроля, но на его базе будут приняты законы об общественном контроле над детскими, психиатрическими учреждениями, армией. Могут быть разные списки. В этом смысле такой рамочный закон полезен.

 Закон об ОНК был принят, потому что в Уголовный кодекс была внесена 24 статья, где давалось право преставителям общественных организаций посещать места принудительного содержания, то есть возникла правовая основа. Все остальные сферы, которые я назвал, такой правовой основы не имели. Нет правовой основы для посещения детских, психиатрических учреждений. И то, что представители комитетов солдатских матерей добились с армией, — это исключительно благодаря инициативе гражданского общества. Поэтому обсуждае- мый закон как будущая правовая основа полезен.

 Разница в версиях законопроекта ничего не значит. Значение имеет только то, что есть концепция и дается предложение, что нужен общественный контроль над государственными учреждениями. Все остальное — tabula rasa, с этим надо работать. Что касается опасений, что закон коснется текущей деятельности общественных организаций, то мне эти опасения кажутся безосновательными. Общественным контролем деятельность общественных организаций, на мой взгляд, не является. Например, анализ деятельности государственных органов, исследование СМИ, общественных организаций и прочее — это многообразные формы деятельности, которые подвести под понятие «общественный контроль» невозможно и вредно. Общественный контроль — это реальная система, которая регулируется правовыми нормами, где есть объект, субъект, процедура и прочее. Как можно говорить о социологических исследованиях, об анализе, что это общественный контроль?

 Общественный контроль должен касаться тех сфер, где действительно необходима разработка специальных законов. Невозможна эта претензия разработчиков проекта закона на то, что это закон о деятельности гражданского общества. Такого закона быть не может, он, по определению, невозможен. Нельзя принять закон о том, как должно действовать гражданское общество. Гражданское общество действует по мере своего формирования, по мере своего развития, по мере потребностей, которые возникают в обществе, по мере тех отношений, которые у него складываются с государством. И здесь формализация недопустима. А общественный контроль — есть сферы, которые требуют действительно проработки.

 Есть позиция Общественной палаты, я ее хорошо знаю — формализовать любое действие. Они хотят формализовать правозащитную деятельность, что не- возможно. У них страсть все заформализовать. Конеч- но, это вызывает опасения. Единственное утешение, что это не может сработать. Не может быть на основа- нии этого рамочного закона статьи в Административ- ном кодексе, статьи в Уголовном кодексе, в Гражданском кодексе.

 Общественная палата приняла Кодекс этики общественного наблюдателя. Чушь собачья, хотя вроде бы звучит! Но на основе этого кодекса этики начали исключать одних, других людей. Вред? Несомненно, вред. Туда запустили такие формулировки, которые внешне звучат безобидно, но на основании их можно исключать людей. Поэтому повторяю: нельзя формализовать м ногообразную деятельность гражданского общества, это бесполезно, невозможно и вредно.