Барометр №3

Проект закона о профилактике правонарушений

Уровень барометра Законопроект “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации” внесен в Госдуму 31 декабря 2013 года Правительством РФ. 12 марта 2014 года - принят в первом чтении. Законопроект в рамочном формате определяет правовые основы формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в РФ, основные задачи и принципы профилактики правонарушений, направления деятельности и полномочия субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений, ее виды и формы.

Справка

Законопроект № 421465-6  “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации”
(текст закона) был внесен в Госдуму 31 декабря 2013 года Правительством РФ. 12 марта нынешнего года он был принят Госдумой в первом чтении.

Это не первая попытка принять закон о профилактике преступности: в 1997 году проект такого закона был разработан сотрудниками НИИ Генпрокуратуры, в 2000 Правительством РФ подобный законопроект был даже внесен в Госдуму, но впоследствии снят с рассмотрения, в 2011 законопроект об основах системы профилактики правонарушений был разработан и опубликован МВД. Кроме того, приняты и действуют региональные законы о профилактике правонарушений, а также федеральный закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Законопроект в рамочном формате определяет правовые основы формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в РФ, основные задачи и принципы профилактики правонарушений, направления деятельности и полномочия субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений, ее виды и формы. Субъектами профилактики являются федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, органы госвласти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Определены виды профилактики (общая, специальная и индивидуальная) и основания для применения мер профилактики. Определены формы профилактики: правовое просвещение и информирование; проведение профилактической беседы; предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; профилактический учет; профилактический контроль; социальная адаптация; социальная реабилитация (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140312175500.shtml).

Специалисты отмечают, что законопроект, в отличие от предыдущих, часто оперирует неправовыми категориями: к объектам профилактики, например, относится не только противоправное, но и антиобщественное поведение, которое определяется как «систематическое совершение действий, противоречащих принятым в обществе нравственным нормам”. Обращает на себя внимание большее число общих, размытых, недостаточно конкретных норм, указывают, что разработчики используются гораздо менее определенные термины, чем, например, в федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Критики задаются вопросом, не станет ли принятие нового закона еще одной формальностью, не способной оказать реального влияния криминальную ситуацию.

Председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая считает, что законопроект требует серьезной доработки ко второму чтению. “В нем должны найти отражение конкретные вопросы, связанные, в том числе, с профилактикой преступлений среди несовершеннолетних, рецидивной преступностью, созданием единого банка данных о детях и семьях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации”.

Ее заместитель Александр Хинштейн заявил, что «этот закон в значительной степени носит характер декларативный и рамочный, он не прописывает никаких конкретных механизмов организации профилактики, он дает лишь оценочные нормы, и фактически мы принимаем не закон, который будет работать и давать конкретный результат, а некую декларацию о намерениях… Поэтому комитет по безопасности и противодействию коррупции создал рабочую группу по подготовке и доработке данного законопроекта ко второму чтению».