Барометр №4

Индекс доверия к полиции растет

Уровень барометра 6 ноября 2014 года Фонд «Общественный вердикт» и «Левада-центр» провели пресс-конференцию, посвященную десятилетним замерам общественного мнения по отношению к российским правоохранительным органам. Эти регулярные опросы «Левада-центр» и «Общественный вердикт» проводят уже 10 лет. Последние исследования показали, что доверие граждан к полиции выросло. Доля граждан, которые считают произвол правоохранительных органов актуальной проблемой, сократилась с 83% опрошенных в 2004 году до 64% сегодня. В 2012 году полиции доверяли 24% опрошенных, сейчас таких 41%.

Комментарий Григория Кертмана

Ведущий аналитик Фонда «Общественное мнение»

- Тема – индекс доверия к полиции. «Общественный вердикт» вместе с «Левада-центром» уже на протяжении десяти лет замеряет этот индекс, и последний замер в ноябре показал рост доверия к полиции со стороны населения. Сразу же возник вопрос: что это? Это связано с реальным улучшением работы полиции или это эффект, не имеющий к работе полиции отношения? Например, повышение доверия к власти вообще. Вы говорили, что ваши индексы тоже показывают общий рост доверия.

- Я могу сказать следующее: мы на эту тему неоднократно замеряли общественное мнение, были у нас очень детальные, углубленные исследования, были обычные замеры в рамках наших измерительных опросов. Поэтому картину я более-менее себе представляю. Обычные эффекты, о которых вы говорите, конечно же, могут оказывать влияние на распределение данных, но есть вполне веские основания считать, что и реальные изменения в работе полиции к лучшему тоже имеют место быть. То есть это не наведенный эффект.

Наверное, приведу пару доводов, на мой взгляд, наиболее убедительных.

Например, мы предлагали респондентам следующую ситуацию: представьте, что у вас украли кошелек, в котором была ваша месячная зарплата, пенсия, стипендия. Вы бы стали или не стали в такой ситуации обращаться в милицию? Мы спрашивали в 2008 году – в милицию, в этом году, естественно, в полицию. Первый раз этот вопрос задавался летом 2008 года, второй раз сейчас, в октябре 2014 года, совсем недавно. Так вот, в 2008 году 34 % (ровно треть) говорили, что обратились бы в полицию, а 55 % – что не обратились бы. Сейчас ситуация зеркально перевернулась. Сейчас 55 % процентов говорят, что обратились бы в полицию в этом случае, а 33 % – что не обратились бы. Это точно не влияние каких-то идейных поветрий или просто следствие повышение престижа власти и т. д. Это совершенно житейская ситуация, это уровень реального доверия к полиции, работающей здесь и сейчас, поблизости от респондентов.

Еще вопрос, настолько же убедительный: одни люди, когда к ним обращаются сотрудники полиции, ощущают беспокойство и тревогу, другие беспокойства и тревоги в такой ситуации не ощущают. К каким людям относитесь вы? Доля ощущающих беспокойство снизилась за те же шесть лет с 22-х до 16-ти процентных пунктов, а доля не испытывающих беспокойство, соответственно, выросла. У нас были промежуточные замеры, которые указывают на медленную динамику в этом направлении.

Пожалуй, еще одна цифра, которую стоит упомянуть в этом контексте: мы спрашивали людей, у которых был опыт обращения в полицию в последнее время, в большинстве случаев в последние год-два. Среди людей, которые сравнительно недавно обращались в полицию, в 2008-м году соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных результатами обращения было один к двум, т. е. на одного довольного приходилось двое недовольных, в целом от числа опрошенных 12 и 24 процента. Сейчас это соотношение почти один к одному, 14 к 18-ти. Динамика совершенно отчетливая.

Я специально выбираю из наших исследований те параметры, которые наиболее непосредственно характеризуют либо личный опыт взаимодействия с полицией, либо отношение к ее работе, максимально приближенное к повседневному социальному опыту. Так что – да, подтверждаю, такая позитивная динамика есть.

В какой-то степени, конечно же, она связана с тем, что после громких скандальных историй Евсюкова, Казанского отделения «Дальний» и т. д. сейчас подобных историй нет, но сводить к этому я бы не стал.