Барометр №6

МВД и Минздрав предлагают восстановить медывытрезвители

Уровень барометра В марте 2015 года, выступая на расширенной коллегии МВД, Владимир Колокольцев заявил, что МВД России совместно с Минздравом России подготовили предложения правительству, которые предусматривают создание спецучреждений для вытрезвления людей. Речь идет о городах с населением 100 тыс. и более человек.

Комментарий Льва Левинсона

Комментарий Льва Левинсона, эксперта Института прав человека

Медвытрезвители

 

Это тема с большой бородой. Когда в 1992 году было принято Постановление Правительства России об организационных мерах по введению в действие Закона «О милиции», еще тогда было дано поручение о переводе медицинских вытрезвителей из ведения МВД в подчинение Минздрава. Это должно было быть исполнено еще 3 года назад. Сами по себе медвытрезвители кое-где отмирали, и на сегодняшний день в большинстве регионов их не существует. Но в ряде субъектов существуют.

У меня нет сейчас точных данных, где именно они есть, но я посмотрел литературу, самые последние комментарии Закона «О полиции», статьи в юридических изданиях: везде упоминаются некие регионы, где вытрезвители по-прежнему работают.

Собственно, в 1992 году предлагалась половинчатая мера. Надо было не передавать в Минздрав эти учреждения, а просто их ликвидировать и отказаться от этой советской, оставшейся в наследство системы. Надо сказать, что не так давно в Москве медвытрезвители еще функционировали, т. е. они сильно пережили те сроки, когда их вообще не должно было быть. Если взять действующий Закон о полиции, то с 1 января 2012 года медвытрезвители должны были быть ликвидированы.

Как закон «О милиции» в этой части не исполнялся, так и закон «О полиции» не исполняется, потому что Минздрав не хочет с этим связываться, лишняя головная боль, и никто им не добавит финансирования на вытрезвление. А МВД на федеральном уровне никак этим не управляет. Вытрезвители, там где они существуют, управляются на низовом уровне. Такое чувство, что там полное самоуправление. Если послать официальный журналистский запрос в МВД, оно скажет, что вытрезвителей или вообще нет, или у министерства нет такой информации.

То есть получается, это дело регионального уровня, и так оно, в общем, и было c 1992 года. Вплоть до того, что в Саратове бывший в те времена уполномоченный по правам человека в Саратовской области Александр Ландо с тогдашним губернатором Дмитрием Аяцковым заодно вел страшную войну с этими вытрезвителями. Они не хотели сдаваться, их сняли с финансирования, но они продолжали работать. Очень показательно. Понятно, что это те еще кормушки, наверно, самые непрозрачные места в полиции. И в советские времена это было неизвестно что, туда устроиться нельзя было на работу. С пьяного человека можно все снять.

Если говорить по существу, нужно или нет возрождать систему вытрезвителей, — конечно, не нужно. Здесь совершенно очевидно, что граждане, находящиеся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, должны доставляться в обычные медицинские учреждения, в больницы, как и любой человек, которому стало плохо на улице, от алкоголя или не от алкоголя. Может быть, в крупных городах для этого могут быть приспособлены наркологические больницы, могут быть и обычные больницы. А те граждане, которые передвигаются самостоятельно и замерзать на улице не собираются, пусть спят себе на скамеечке, если лето, или передвигаются потихоньку в сторону дома.

В вытрезвители доставляли всегда не тех, кому реально плохо и кто может концы отдать, а тех, кто выраженно пьян, покачивается, то есть визуально картинка достаточная, чтобы его считать пьяным, запах учуивается, и в то же время не умирает. Я был свидетелем и знаю много случаев, когда приезжала милиция, смотрела: человек лежит весь синий. «Нет, мы этого не возьмем в вытрезвитель, он там окочурится, там персонала никакого нет…». То есть это очень странные учреждения, их надо ликвидировать и забыть об этом. Это издевательство над людьми, к тому же ещe и платное.

Есть решение ЕСПЧ от 3 февраля 2011 года по делу «Харин против России», где рассматривалась  жалоба о нарушении  статьи 5 Конвенции в связи с незаконным задержанием, каковым заявитель считал свое помещение в медвытрезвитель. Хотя ЕСПЧ не признал Россию нарушителем в данном конкретном случае (из-за вызывающего поведения заявителя его задержание было признано обоснованным), но сам по себе арест на основании нахождения в общественном месте в состоянии опьянения был признан Европейским Судом недопустимым. Цитирую: «С учетом важности права на свободу в демократическом обществе содержание под стражей лица (они рассматривают это как содержание под стражей, и правильно, это никакая не госпитализация. - Л.Л.) не может быть оправдано только его вызывающим внешним видом». А это, как правило, главное, на основании чего граждан забирают в вытрезвитель. Дальше Европейский Cуд пишет: «Отсюда только один шаг до введения системы обязательного заключения под стражу в связи с ненормальным внешним видом, который может кому-то казаться вызывающим и оскорбительным».

А Верховный суд в 2001 году рассматривал жалобу гражданина Миронова на неисполнение Правительством РФ Постановления Верховного Совета РФ 1991 года о передаче вытрезвителей в систему здравоохранения. Верховный суд признал все соответствующим, и то, что граждан принудительно раздевают, это якобы только в их интересах, чтобы они лучше отрезвлялись, и то, что в бесспорном порядке с них взимается оплата за эти услуги. При этом Верховный суд ссылался на то, что это соответствует Постановлению Совета министров СССР 1976 года. Нынешнему закону не соответствует, а Постановлению Совета министров 1976 года соответствует. И по всем позициям, которые совершенно справедливо оспаривались, в 2001 году Верховный суд (и это было подтверждено потом коллегией ВС при обжаловании) признал это советское положение о вытрезвителях законным, тем самым его закрепил, и оно продолжает работать.