ЕКПП вместо ЕКПЧ.
Что стоит за этими буквами,
и почему это актуально
Россия, не будучи членом Совета Европы, продолжает нести обязательства по Европейской конвенции по предупреждению пыток. Эта конвенция не дает юридически строгих методов, но ее можно рассматривать как работающий инструмент для предотвращения пыток и взаимодействия с международными структурами в ситуации изоляции России.
23 марта 2022 года Комитет министров принял резолюцию CM/Res (2022)3 о правовых и финансовых последствиях исключения России из Совета Европы (далее – Резолюция CM/Res (2022)3). О том, что следует из этой резолюции, мы писали ранее.
У России есть право решать, остается ли она стороной этих конвенций. Но условия участия в этих конвенциях будут рассматриваться отдельно Комитетом министров или государствами-членами СЕ.
Здесь нам важно подчеркнуть, что резолюция определили договоры и конвенции, из которых Россия исключается автоматически (п. 5 Резолюции), т.к. страна потеряла членство в Совете Европы.

Но наряду с этими договорами, есть корпус международных конвенций, которые открыты для всех государств, вне зависимости от их членства в Совете Европы. Эту категорию договоров могут подписывать и ратифицировать даже государства за пределами Европы.

У России есть право решать, остается ли она стороной этих конвенций. Но условия участия России в этих конвенциях будут рассматриваться отдельно Комитетом министров или государствами-членами Совета Европы, когда это будет необходимо (пункт 8 Резолюции).

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев в своем интервью ТАСС говорил о наличии 62 ратифицированных Россией конвенций (хартий) Совета Европы и 10 так называемых «частичных соглашений», участие в которых возможно и для стран, не входящих в Совет Европы. Он заявил, что Россия точно денонсирует Устав Совета Европы, Европейскую конвенции по правам человека и еще четыре конвенции (хартии), участие в которых предусмотрено только для членов Совета Европы. Косачев также отметил вероятность денонсации некоторых конвенций Совета Европы, участие в которых возможно и для не входящих в Совет Европы государств, если они более не отвечают интересам Российской Федерации.
Однако до сих пор нет никакой информации о том, какие же все-таки договоры останутся в силе после исключения России из Совета Европы – ни Комитет Министров Совета Европы, ни власти Российской Федерации не сделали заявлений о списке договоров, которые Россия решила продолжать исполнять.
Судя по сайту Совета Европы, по состоянию на 12 октября 2022 года Россия подписала и ратифицировала 13 договоров и дополнительных протоколов, которые так или иначе связаны с правами человека. Среди этих договоров: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и дополнительный протокол к нему, Европейская конвенция об экстрадиции и дополнительные протоколы к нему, Конвенция Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП). Как видно, большинство из названных договоров касаются сферы уголовного права и борьбы с преступностью.
Денонсировала ли Россия Европейскую конвенцию по правам человека?
По данным сайта Советы Европы, 16 марта 2022 года Россия денонсировала всего три документа Совета Европы – Европейскую конвенцию по правам человека и два протокола к ней.

При этом Россия не отменяла закон от 30 марта 1998 года «О Ратификации конвенции о защите прав человека и протоколов к ней» №54-ФЗ. Отдельные законы о денонсации Конвенции также в России не приняты и даже не внесены в виде законопроектов. Но с точки зрения международного права ответ получается однозначный.

Право на денонсацию – это право государства отказаться от заключенного им международного соглашения. Данное право, как и сама процедура денонсации, должны быть предусмотрены самим международным договором: согласно части 2 статьи 42 Венской конвенции о праве международных договоров, «прекращение договора, его денонсация или выход из него участника могут иметь место только в результате применения положений самого договора или настоящей Конвенции». Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ также говорит, что денонсация происходит по процедуре, установленной самим международным договором.

Статья 58 Европейской конвенции по правам человека закрепляет право на денонсацию. Часть 3 статьи 58 также устанавливает, что государство, которое перестает быть членом Советы Европы, на тех же условиях перестает быть и стороной Конвенции. Эта статья также устанавливает процедуру денонсации: государство может денонсировать Конвенцию только по истечении пяти лет с даты, когда она стала стороной Конвенции, и по истечении шести месяцев после направления уведомления о денонсации Генеральному секретарю Совета Европы».

Итак, Россия направила в Совет Европы уведомление о выходе из организации 15 марта 2022 года. 16 марта 2022 года Совет Европы принял Резолюцию CM/Res(2022)2 о прекращении членства России в Совете Федерации. Так как выход из Совета Европы автоматически означает выход из Конвенции, то датой денонсации Конвенции будет считаться 16 марта 2022 года. Конвенция перестает действовать в отношении России 16 сентября 2022 года.
Получается, что официально Россия исполнила требования статьи 58 Конвенции по правам человека. Но датой выхода из Конвенции можно считать 16 сентября 2022 года. Это именно та дата, которую указал Комитет министров в своей резолюции от 23 марта 2022 года.
Россия заявляла, что не будет исполнять постановления ЕСПЧ, принятые после 15 марта 2022 года. Следует отметить, что это противоречит как статье 58 Конвенции, так и Венской конвенции о праве международных договоров. Так, статья 43 Венской конвенции о праве международных договоров гласит, что денонсация «ни в коей мере не затрагивает обязанность государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет силу для него в соответствии с международным правом, независимо от договора».

Согласно статье 58 Конвенции, «денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу». Получается, что отказ России от исполнения постановлений ЕСПЧ, принятых после 15 марта 2022 года, противоречит международному праву.
Что такое ЕКПП?
ЕКПП – один из немногих документов в сфере прав человека, который открыт для не членов Совета Европы и пока подписан Россией. ЕКПП ратифицировали все 46 членов Совета Европы. Кроме того, Комитет министров Совета Европы может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы, подписать ее.

По информации, опубликованной на сайте Совета Европы, Россия – единственная страна, не являющаяся членом Совета Европы, но подписавшая и ратифицировавшая конвенцию. Так как Россия - участник ЕКПП, то в составе Комитете должен быть эксперт от России.

ЕКПП регулирует деятельность Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Комитет). Задача Комитета – посредством посещений изучать обращение с лицами, лишенными свободы. Цель этих посещений – усилить, в случае необходимости, защиту от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Основными формами работы ЕКПП являются: запланированные визиты; ad hoc визиты в страны – участницы Европейской конвенции по предупреждению пыток; постоянный диалог с властями за пределами визитов.

ЕКПП не рассматривает индивидуальных жалоб, не может проводить расследований, но может принимать и приветствует (как написано на их сайте) информацию, которая касается соблюдения запрета пыток в отношении людей, лишенных свободы, а также превенции пыток и жестокого обращения. Эксперты комитета, совершая визиты в страны-участницы Конвенции и поддерживая диалог с ними, могут обратить внимание, запросить информацию, рекомендовать те или иные действия в отношении конкретных случаев (индивидуальных кейсов) нарушений, а также тех или иных проблем с обеспечением запрета пыток.

В преамбуле и некоторых статьях ЕКПП делаются отсылки к статье 3 (запрет пыток) Европейской конвенции по правам человека (далее – Конвенция). Сам ЕКПП не устанавливает никаких конкретных норм относительно запрета пыток, не объясняет, что понимается под пытками, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением.

Получается, что Комитету в своей работе нужно учитывать позицию ЕСПЧ.
В преамбуле цитируется статья 3 Конвенции: «принимая во внимание положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, напоминая, что в соответствии с положениями статьи 3 указанной Конвенции «никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Report to the Russian Government on the visit to the Russian Federation carried out by the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT) from 19 to 29 October 2018, с. 4, 24.
С одной стороны, это означает, что в принципе ЕКПП и Комитет не зависят от Европейской Конвенции и ЕСПЧ, и могут в своей работе обойтись без толкования и отсылки статьи 3 Конвенции. Но, с другой стороны, на практике, ЕКПП часто привлекает корпус постановлений и решений ЕСПЧ как источник для толкования или оценки задокументированным во время визитов фактам.

Так, в своем докладе по России (19-29 октября 2018 г.) Комитет, говоря о применении электрошоковой терапии без анестезии и мышечных релаксантов, отметил, что такое использование электрошока может быть нарушением статьи 3 ЕКПЧ.
Отсылки к Конвенции о правах человека могут быть использованы для обоснования фактического игнорирования рекомендаций ЕКПП. Иначе говоря, Россия может отказаться выполнять рекомендаций Комитета, если в качестве обоснования этой рекомендации последний сошлется на нормы денонсированной Конвенции.
Следует отметить, что Комитет также делает ссылки на документы по правам человека ООН. Например, в упомянутом докладе по России Комитет, говоря о том, что России необходимо бороться с плохим обращением в психиатрических учреждениях, напоминает, что это также следует из обязательств России по Конвенции ООН о правах инвалидов. Таким образом, ничто не мешает Комитету ссылаться не на статью 3 Конвенции, а на другие международные документы о запрете пыток. Например, Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений.
Report to the Russian Government on the visit to the Russian Federation carried out by the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT) from 19 to 29 October 2018, с. 9, 39.
Обязательны ли решения ЕКПП?
В пояснительной записке к ЕКПП говорится, что Комитет не осуществляет никаких судебных функций, его члены не обязаны быть юристами, его решения не будут иметь обязательной силы для заинтересованного государства и Комитет не высказывает никаких суждений по толкованию правовых терминов (статья 1 к Пояснительной записке). Комитет выполняет превентивную задачу – посещает места лишения свободы с целью установить факты плохого обращения и, если необходимо предлагает рекомендации для улучшения защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Комитет выполняет больше факультативную функцию в борьбе с пытками. Не может идти и речи о получении компенсации от государства или об обязательном исполнении каких-либо других мер общего или индивидуального характера. Из докладов Комитета также можно заметить, что он не поднимает вопросы о нарушении прав отдельного человека, он дает рекомендации общего характера.
Какие учреждения может посещать Комитет?
Государство-участник обязано разрешить посетить любое место в пределах своей юрисдикции, где содержатся одно или более лиц, лишенных свободы. Не имеет значения, основано лишение свободы на формальном решении или нет. Это означает, что Конвенция может применяться, например, в отношении мест, где находятся лица, подвергнутые задержанию, заключенные в результате осуждения за совершение преступления, задержанные в административном порядке или изолированные по причинам медицинского характера, а также несовершеннолетние, заключенные под стражу. Задержанные военными властями также попадают под действие Конвенции (пункт 30 к Пояснительной записке).

Посещения могут происходить при любых обстоятельствах. Конвенция применяется не только в мирное время, но и во время войны или при чрезвычайном положении иного характера (пункт 28 Пояснительной записки).

Посещать могут как государственные, так и частные учреждения. Критерием один —лишение свободы в результате действий государственной власти. Соответственно, Комитет может посещать тех, кто был принудительно лишен свободы, например, при недобровольной госпитализации в психиатрический стационар. Если же человек добровольно согласился на лечение, то Комитет имеет право убедиться в том, что на это
в действительности было информированное согласие пациента.
Как часто ЕКПП публикует доклады?
Доклады Комитета публикуются только с согласия государства. С 2013 года по 2022 год по России опубликован только один доклад (в 2019 году), хотя посещения были ежегодно с 1999 года. Были также ad hoc посещения с 1988 года.

По ad hoc посещениям Комитет иногда публикует предварительные замечания, которые можно найти на сайте Комитета. По всем визитам Комитет публикует новость о посещении с указанием учреждений, которые собирается посетить.
Информацию о ежегодных посещениях можно посмотреть по ссылке.
Как работать с ЕКПП?
Получается, что ЕКПП осуществляет свою деятельность независимо от ЕСПЧ. Это отдельный, независимый орган, который создан для борьбы с пытками путем мониторинга ситуации, составления докладов и предоставления государствам рекомендаций. Комитет посещает закрытые учреждения как в мирное, так и в военное время. Решения Комитета не обязательны к исполнению.

Конечно, Комитет не сможет заменить ЕСПЧ, но его рекомендации и доклады могут быть полезны для работы на национальном уровне для решения существующих системных проблем. Эти рекомендации можно использовать в отдельных судебных делах, если они касаются аналогичных ситуаций, описанных в докладах Комитета.

Внимание экспертов комитета можно обратить на задокументированные случаи пыток и жестокого обращения. Эта информация может быть использована в рекомендациях Комитета, а также при мониторинговых визитах в страну.
Автор: Ани Агагюлян,
юрист-аналитик фонда «Общественный вердикт»
Редактор: Асмик Новикова
Иллюстрация: masgaes.com
Читайте также: