НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
аналитическое исследование

Название

Краткое описание того, что читатель найдет на этой странице
Текст вступления
Заголовок
Текстовый блок со сноской.
Ссылка. Здесь удобно разместить сопутствующую информацию, например ссылку, и объяснить, что по этой ссылке читатель увидит.
Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом. Блок с текстом.
Ключевая фраза.
Текст и ключевая фраза. Текст будет обтекать ключевую фразу. Текст будет обтекать ключевую фразу. Текст будет обтекать ключевую фразу. Текст будет обтекать ключевую фразу. Текст будет обтекать ключевую фразу. Текст будет обтекать ключевую фразу. Текст будет обтекать ключевую фразу.
Цитата
Имя, должность, экспертность
1
1
Выплата компенсация осуществляется, если такая необходимость предусмотрена самим постановлением ЕСПЧ. При этом, в некоторых случаях ЕСПЧ может довольствоваться констатацией факта нарушения и отказать в компенсации.
2
Меры индивидуального характера
Под ними понимаются пересмотр национального судебного акта, и еще меры, которые должны восстановить ситуацию заявителя до максимально возможного состояния, которое было до нарушения.
3
Меры общего характера подразумевают комплекс мер, которые должно принять государство-ответчик, чтобы исключить ситуации, которые порождают однотипные жалобы. Наличие дел-клонов означает, что в государстве сохраняется нерешенная системная проблема. В некоторых случаях касаются изменений действующего законодательства или разработки и принятия нового.

Механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ был изменен в ходе реформы европейского механизма защиты прав человека.
В целом, процесс исполнения не прозрачен – Комитет собирается на свои сессии и вместе с государством оценивает процесс исполнения, определяет приоритеты, оценивает предлагаемые меры. О результатах Комитет сообщает на своей странице в сети, где можно прочитать резолюции, национальные планы действий по исполнению и прочие документы, которые постфактум выкладываются.

Кроме этого, в ходе реформы была создана пилотная процедура, которая предполагает «пакетное» рассмотрение однотипных дел и более жесткий контроль за их исполнением. (О реформе европейского механизма защиты прав человека подробно можно узнать в Рабочих тетрадях: Том 1 и Том 2.
В целом, много усилий направлено на повышение качества и эффективности исполнения постановлений ЕСПЧ. Последние по времени реформаторские меры нацелены на повышение имплементации Конвенции и постановлений ЕСПЧ в национальных юрисдикциях. Для этих целей был специально разработан План действий, который обязателен для стран-участниц, в том числе для России. Он содержится в Брюссельской декларации, принятой в марте 2015 года. Сейчас Россия должна предоставить отчет о том, как она исполняет этот План действий (по каждому пункту Плана).

О Декларации и Плане действий можно прочитать тут.
В России давно идут дискуссии относительно процесса исполнения постановлений ЕСПЧ. Например, правоприменители настаивают на необходимости создать координационный орган, который бы разъяснял внутри страны практику ЕСПЧ.
В России давно идут дискуссии относительно процесса исполнения постановлений ЕСПЧ, границ вмешательства Суда, есть мнения, что ЕСПЧ нарушает суверенитет России. Наиболее артикулированную озабоченность высказывали правоприменители — они настаивали на необходимости создать координационный орган, который бы разъяснял внутри страны практику ЕСПЧ, давал руководящие указания, как применять прецедентное право ЕСПЧ в российских судах.
В частности, об оценках российских судей процесса исполнения и их ожидания можно прочитать здесь.

Брюссельский План действий по поводу исполнения постановлений тоже говорит о необходимости создать координационный орган внутри страны для того, чтобы именно эта структура занималась организацией исполнения и контролем за ним.
Получается, что принятие в России закона о Конституционном Суде случилось очень своевременно — при желании КС с новыми полномочиями по оценке возможности исполнения можно воспринимать как такой координационный орган, и Россия может отчитаться перед Комитетом министров о выполнении соответствующего пункта Плана действий Брюссельской Декларации.
Зал европейского суда по правам человека, Франция. Источник: http://www.echr.coe.int/
7
Последствия принятия закона: версии
Положительные
Этот закон, по сути, может создать национальную структуру, ответственную за исполнение
До принятия этого закона в России не существовало никакого внутреннего механизма принятия решения о том, как Россия будет исполнять конкретное решение Европейского суда. Речь идет прежде всего о мерах общего характера, а не о выплате компенсации или индивидуальных мерах.
Сейчас на практике создается модель внутреннего судебного контроля за исполнением. Если КС предпишет, как исполнять то или иное постановление, то госорганы в России получат неотменяемые обязательства по исполнению, но уже решения российского суда.
Новые полномочия КС переводят постановление ЕСПЧ в решение российского суда. Исполнение становится обязанностью госорганов России уже в силу решения КС, а не ЕСПЧ.

Дело в том, что если есть решение Конституционного суда по поводу того, что это решение Европейского суда должно быть исполнено, то, скажем так, оснований для исполнения внутри и для того, чтобы ведомства все-таки до чего-то договорились, становится больше.

Ольга Шепелева
юрист, эксперт по практике ЕСПЧ
Отрицательные

Эксперты говорят о рисках политизации и использования КС в случаях, когда нужно легализовать отказ от исполнения постановлений ЕСПЧ

Нужно учитывать, что прежде чем дело окажется в КС, важно обосновать, что толкование ЕСПЧ противоречит толкованию КС. И сам КС не готов стать конвейером по оценке каждого постановления ЕСПЧ. То есть речь идет про то, что КС будет подключаться в каких-то определенных случаях. Основной вопрос — выбор этих случаев.
Где будут крупные суммы и где с делом принципиально не согласны, то будут направлены запросы в Конституционный суд на проверку возможности выполнения постановления ЕСПЧ. … Конституционный суд исходит не из целесообразности или нецелесообразности, он не может сказать, что мы считаем, что это не может быть исполнено, поэтому мы не будем исполнять. Или мы политически считаем, что это неправильно, поэтому мы не будем исполнять.

Анита Соболева
член президентского Совета по правам человека, доцент кафедры теории и истории права ВШЭ
В первом рассмотренном деле КС подкрепил свои позиции не очень корректными ссылками на практику других европейских стран, и это оставляет ощущение вольной, граничащей с манипуляцией, трактовки.

В постановлении по делу Анчугова и Гладкова (17 июля 2015 года) Конституционный суд, говоря о месте постановлений ЕСПЧ в правовой системе РФ, сослался на то, что отступления «от толкующих и применяющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод постановлений Европейского Суда по правам человека имеет место и в практике европейских государств».

КС привел в пример постановление Конституционного Суда Германии, но истолковал это решение неточно.
Постановление Конституционного суда ФРГ от 14 октября 2004 года
касалось неисполнения немецким земельным судом постановления ЕСПЧ.

Но германский КC, наряду с тем, что назвал Европейскую конвенцию «федеральным статутом», подчеркнул, что Германия обязалась исполнять Конвенцию, учитывать и исполнять постановления ЕСПЧ, а земельный суд должен был трактовать Основной закон так, чтобы «были выполнены обязательства Федеративной Республики Германии согласно международному праву». Немецкий земельный суд не стал исполнять постановление ЕСПЧ из-за того, что исполнение этого постановления привело бы к грубым нарушениям прав третьих лиц.

Из этого следует, что Конституционный суд ФРГ стремится соблюдать свои обязательства по международному праву, и считает, что толкование Основного закона страны должно исходить с учетом норм международного права, в том числе и практики ЕСПЧ.
8
Что происходит с исполнением постановлений ЕСПЧ в России
В соответствие со статистикой, опубликованной на сайте Совета Европы, по состоянию на 2015 год наибольшее число постановлений было вынесено против России, и наибольшее число постановлений, где было найдено хотя бы одно нарушение, также вынесено по жалобам против России.
Дела, которые были рассмотрены ЕСПЧ, можно разделить на несколько групп. Очевидно, что дела и так делятся на статьи Конвенции, но за многими «групповыми» делами стоят системные проблемы, которые рано или поздно добрались из страны в ЕСПЧ.
Дела двух чеченских войн
Эти дела исполняются только в части выплаты компенсаций. Хотя в части мер индивидуального характера российские власти должны провести расследование и там, где это возможно, привлечь к ответственности тех, кто в ходе вооруженного конфликта нарушил права на жизнь и запрет пыток.
Никаких мер общего характера, например, направленных на повышение эффективности расследований преступлений в отношении мирных жителей, не было принято.
Понимаете, не исполнять их можно и так, Россия … не исполняет сотни других решений Европейского суда, просто ничего не делая… Дела, которыми я занимаюсь: Чечня – ничего не происходит, вот реально! Все знают, кто ответственный, это явно видно из материалов дела – ничего не происходит, никаких расследований, никакого привлечения к ответственности.

Кирилл Коротеев
Юридический директор ПЦ «Мемориал»
Новый закон о КС никак не может заблокировать исполнение постановлений ЕСПЧ по «чеченским» делам.
Россия не отрицает факты похищений и убийств мирных жителей. То есть в этих делах нет спора по поводу фактов. Кроме того, российское законодательство запрещает похищения и пытки, то есть здесь никакого возможного противоречия между толкованием ЕСПЧ и толкованием российской Конституции быть не может. Иначе говоря, спора по поводу права здесь тоже быть не может.
Дела по пыткам и жестокому обращению в полиции
Ситуация печальная. С одной стороны, постановления ЕСПЧ повлияли на то, чтобы в России началась реформа полиции и следствия. Во всех постановлениях ЕСПЧ констатировал, что помимо самих пыток, у жертв не было эффективного средства правовой защиты. Государство не справлялось со своей обязанностью провести расследование и восстановить права жертвы. В ходе реформы и под давлением правозащитных организаций было создано спецподразделение в структуре Следственного комитета по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов.
И эта мера должна была бы изменить качество расследований пыток, но на практике этого не произошло.
В то же время, ни сам Следственный комитет, ни его руководитель впрямую в момент создания не утверждали, что это мера в развитие, для исполнение постановлений, но она, безусловно, связана. Но сама эта мера на бумаге хорошая, а на практике никаких изменений не принесла, дела так же плохо расследуются. В связи с этим, утверждать, что меры общего характера эффективно исполняются, невозможно.

Наталья Таубина
Фонд «Общественный вердикт»
Несмотря на то, что уголовных дел в отношении полицейских стали возбуждать больше и расследовать стали быстрее, тем не менее, приходится констатировать, что реакция СК на сообщения о пытках пока не отвечает стандартам эффективного расследования. По некоторым делам расследование сообщений о пытках или жестоком обращении приводит к возбуждению дел в отношении самих жертв, которых обвиняют в ложном доносе на полицейских. (см. дело Мардироса Демерчяна, дело Салимы Мухамедьяновой).
Дела о митингах
Заявителям выплачиваются компенсации. Но никаких индивидуальных и общих мер не принимается. Продолжает существовать по сути разрешительная система: проведение митинга (любого мирного собрания) сопряжено с процессом согласования с властями, которые могут отказать и по сути запретить акцию. Запрет акции с большой вероятностью означает ее пресечение (разгон), который нередко бывает сопряжен с насилием со стороны полиции. С точки зрения ЕСПЧ, мирная акция (не использующая насильственных методов) не может быть запрещена и тем более разогнана с помощью правоохранителей.
Акции ЛГБТ как запрещались, так и продолжают запрещаться, хотя ЕСПЧ уже не раз высказывался о недопустимости такой практики.
Дела российских заключенных
По этим делам Россия принимает меры общего характера. ЕСПЧ рассмотрел большое количество дел, когда заявители жаловались на условия содержания. Речь идет про метраж камеры, оборудование санузла, индивидуальные спальные места, питание и прочее. Вскоре была принята федеральная программа по реновации СИЗО: изоляторы были отремонтированы, были построены новые учреждения. Во многих камерах были демонтированы жалюзи (щиты, полностью закрывающие доступ и воздуха, и естественного освещения).
Все это было сделано для исполнения огромного корпуса постановлений ЕСПЧ. В 2012 году ЕСПЧ принял пилотное постановление «Ананьев и другие против России», в котором в очередной раз были констатированы проблемы условий содержания, а также неэффективность средств правовой защиты, которыми располагают заключенные, чтобы обжаловать условия содержания и добиться компенсации в России.
Россия готовит Планы действий и отчитывается перед Комитетом министров об исполнении этого пилотного постановления. Были разработаны меры, чтобы создать эффективное средство правовой защиты, но пока эти меры не имплементированы. Вот что пишет Минюст России, отчитываясь перед Комитетом министров СЕ (русской версии текста обнаружить не удалось):
The draft law provides for fixing in the Federal law of 15 July 1995 no. 103-FZ On Detention of Suspects and Accused in Custody as well as in the Penal Execution Code o f the Russian Federation o f the right to compensation in a judicial proceedings using treasury funds of the Russian Federation for damage inflicted by improper conditions of detention, regardless of whether there is a fault of state bodies or their officiais. As ofthe moment the abovementioned draft law is being improved with regard to the comments and proposais provided by the competent state authorities, whereafter additional procedure o f conciliation will be held. Finalization o f the Draft is planned until December 2015.
Источник: www.rm.coe.int
ЕСПЧ в своих постановлениях не раз констатировал, что улучшить условия содержания можно только тогда, когда содержание под стражей будет применяться в исключительных случаях, а не как самая типичная и распространенная мера пресечения для подозреваемых и обвиняемых. Россия развивает практику применения альтернативных мер пресечения — домашние аресты, подписка о невыезде.
Но, тем не менее, статистика за 2015 год говорит о том, что содержание под стражей стало расти и назначается судами в превалирующем числе случаев.

Это означает, что ни реновация СИЗО, ни строительство новых изоляторов не могут преодолеть проблемы перенаселенности.
Если не изменить практику назначения «стражи», проблема будет воспроизводится.
В реакции государства на дело «Борис Попов против Российской Федерации» (постановление от 28 октября 2010 г.) можно увидеть положительный пример исполнения в части общих мер. Были разработаны и в 2012 году приняты поправки в УПК, которые внесли дополнительные гарантии для защиты приватности переписки осужденных. Эксперты расценивают это как: «Некоторое облегчение цензуры корреспонденции заключенных». — Кирилл Коротеев, Правозащитный центр «Мемориал»

Исполняя постановление ЕСПЧ по делу «Захаркин против Российской Федерации», Россия отрегулировала вопросы допуска представителей Европейского суда к своим доверителям в СИЗО. Статью 18 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» была дополнена новой частью (ч. 5), которая обязывает предоставлять им «свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами,
оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека…. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников….».
Дела о качестве медицинской помощи в колониях и СИЗО
Одни из первых постановлений, в которых была поднята проблема медицинского обслуживания в местах изоляции, были приняты в 2008 году. Это дело Алексаняна против России. Далее в 2012 году было принято два строго медицинских постановления — Арутюнян против России и Сахвадзе против России. С тех пор число постановлений ЕСПЧ, в которых ставятся проблемы доступа к адекватной медицинской помощи в местах изоляции, растут, и это связано с увеличением числа «медицинских» жалоб из страны.

Российские власти инициировали реформу медицинской помощи в местах принудительного содержания.
Очень медленно и постепенно ситуация стала меняться, но пока рано говорить о достижениях. Тем не менее, эта реформа является частью обязательств страны по исполнению корпуса «медицинских» постановлений, и можно сделать вывод, что Россия работает над исполнением мер общего характера.
Дела людей с недееспособностью
Положительным примером исполнения мер общего характера является дело Штукатурова против России (постановление ЕСПЧ от 27 марта 2008 года). Штукатуров был лишен дееспособности, о чем узнал постфактум, оспорить это решение он не мог, т.к. действующий на тот момент закон не позволял недееспособному самостоятельно обращаться в суд за отменой решения. С таким заявлением мог обратиться только опекун.

ЕСПЧ вынес постановление практически одновременно с Конституционным Судом России. Тот факт. что российский закон позволял лишать людей дееспособности в их отсутствие, фактически заочно, и лишал их права самостоятельно восстановить свою дееспособность, был неоспоримым пробелом законодательства. После постановления ЕСПЧ и КС России было введено правило, устанавливавшее обязательность участия человека в суде, рассматривающем вопрос о его дееспособности, а также введено право на обжалование.
Теперь люди, уже лишенные дееспособности, могут самостоятельно обратиться в суд с заявлением и оспорить свой статус. Ранее человек, лишенный дееспособности, полностью зависел от опекунов, которые нередко злоупотребляли своим положением.

Кроме того, в марте 2015 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс, которые ввели институт частичной дееспособности.
Если раньше человек признавался недееспособным и полностью лишался возможности самостоятельно пользоваться своими правами, то теперь есть возможность частично ограничить его юридическую самостоятельность.
Здесь просто вообще колоссальный прогресс, здесь практика ЕСПЧ оказала такое влияние, что мы были вынуждены поменять, и мы поменяли целиком свое гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, касающееся прав недееспособных. Это вообще большой сдвиг вперед, колоссальный.

Анита Соболева
член президентского Совета по правам человека, доцент кафедры теории и истории права ВШЭ
Дела о разумности сроков судебного разбирательства и исполнения судебных решений
Речь идет об исполнении пилотного постановления по делу «Бурдов против Российской Федерации (№ 2)» (Burdov v. Russia, жалоба № 33509/04, 15 января 2009 г.) и 255 постановлений, объединенных в группу дел «Тимофеев» (Timofeyev). Здесь также можно осторожно говорить о прогрессе. Был принят федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и внесены соответствующие поправки в законодательство. Теперь компенсировать длительность разбирательств или неисполнение судебных решений можно внутри российской юрисдикции.
Европейский Суд признал, что принятый закон создает эффективное средство правовой защиты.
Раз принятый, в этот закон вносят дополнения, «докручивают» его до более полных гарантий защиты права, хотя бы на уровне действующей нормы.

Сейчас в этот закон … последовательно вносят нормы, расширяющие сферу его применения. Например, раньше потерпевшие … могли пожаловаться на длительность только с момента возбуждения дела. А если им несколько лет отказывали в возбуждении дела, потом все-таки возбудили, но сроки давности уже истекли, то они жаловаться не могли, потому что период считался только от возбуждения уголовного дела. … Конституционный суд сказал, что это непорядок, нужно считать … с момента подачи заявления о преступлении. И какое-то время назад … внесли соответствующие изменения в этот закон.

Ольга Шепелева
юрист, эксперт по практике ЕСПЧ
Выделенные группы дел не исчерпывают всего объема обязательств, которые есть у России как у ответчика по делам, проигранным в ЕСПЧ. Но можно сделать вывод, что никаких однозначных оценок тому, как Россия исполняет постановления Суда, нет.

Исполнение идет неравномерно: где-то, как в деле Штукатурова, можно говорить о прогрессе, по крайней мере в создании законодательных гарантий, где-то, как в случае «чеченских» дел и дел о запрете пыток, исполнение приходится признать если не отсутствующим, то неудовлетворительным.
9
Пересмотр дел в России после постановлений ЕСПЧ
Эксперты отмечают, что в исполнении индивидуальных мер наблюдается тенденция не пересматривать решения российских судов.
Иногда суды на предварительном заседании отказываются от нового рассмотрения, аргументируя свое решение отсутствием оснований, в других случаях жалоба все-таки рассматривается, но в итоге принимается решение, которое не отличается от предыдущего (что и стало ранее поводом обращения в ЕСПЧ).
Когда Европейский суд нашел нарушение … это … является (по закону. — Ред.) основанием для пересмотра дела, … формально назначается судебное заседание, во время которого нужно решить, будет ли оно направлено на новое рассмотрение или не будет. … И здесь возможны два варианта: либо просто … не направляется на новое рассмотрение, суд считает, что нецелесообразно. … Например, по Агеевым (дело Агеевы против России. – Ред.) ЕСПЧ нашел нарушение, что детей забрали из приемной семьи, но российский суд, не направляя дело на новое рассмотрение, сказал: ну, «шестерку» (6 статья Конвенции. — А.Н.) же там не нашли, … не сказали, что было несправедливое судебное разбирательство. А то, что решили не в их пользу – этот моральный вред им уже компенсирован, потому что им выплачена сумма по решению Европейского суда. … Вот такая лукавая позиция. По другим они могут и назначить новое разбирательство, но решить его точно так же, как первый раз. Но чаще всего даже не назначают, распорядительное заседание считает, что нет смысла проводить новое разбирательство. То есть формально выполнили, суд-то вроде бы сидел.

Анита Соболева
член президентского Совета по правам человека, доцент кафедры теории и истории права ВШЭ
Необходимо учитывать, что ЕСПЧ не может обязать суды России пересмотреть дело. В целом, то, как строится исполнение принятого постановления, будь то меры индивидуальные или общие — это выбор и решение государства-ответчика. В части индивидуальных мер по российскому процессуальному законодательству дело должно быть заново рассмотрено, т.к. постановление ЕСПЧ, вынесенное в отношении России, приравнено к «вновь открывшемуся обстоятельству». Но рассмотрение заново необязательно означает, что российский суд изменит свое предыдущее решение. Суд может начать новое рассмотрение и принять прежнее решение.
Это, по всей видимости, одна из причин, почему стало возникать очень много формализма, приводящего в ряде случаев к имитации пересмотра дел.
(ЕСПЧ. — Ред.) … как бы может обязать, … нужно пересмотреть дело с учетом позиции суда. Мы (российские суда. — Ред.) пересмотрели с учетом позиции, но приняли то же решение, что и раньше. Поскольку такая практика явно пошла, когда мы стали ссориться с Европейским судом и высказывать свое несогласие с рядом его решений, то я так думаю, что это связано с тем, что мы считаем, что Европейский суд нам не указ.

Анита Соболева
член президентского Совета по правам человека, доцент кафедры теории и истории права ВШЭ.
Исполнение индивидуальных мер не должно ущемлять прав других людей.
Учитывая, что рассмотрение дела в ЕСПЧ занимает длительное время, а до ЕСПЧ идет процесс в национальных судах, то с момента самого нарушения до вынесения постановления ЕСПЧ может пройти много времени. За этот период может поменяться «расстановка сил».
Основной принцип требует, чтобы восстановление прав одного человека не приводило к нарушению прав других людей.
Могут возникать какие-то вопросы, когда право человека не может быть полностью восстановлено, потому что в этом случае это приведет к существенному ущемлению прав других людей, которые ни в чем не виноваты.

Ольга Шепелева
юрист, эксперт по практике ЕСПЧ
Постановление ЕСПЧ или даже только решение о коммуникации (до самого постановления) по делам о пытках в некоторых случаях работает как ускоритель или рубильник для национальных правоприменителей. Либо уже открытые дела начинают эффективно расследоваться, либо наконец возбуждают уголовные дела.
В момент, когда дело доходило до коммуникации в ЕСПЧ, или когда уже было вынесено постановление, расследования в конце концов начинали происходить в России, и дело доходило до суда – в отношении виновных в пытках. И был период, когда можно было с большой долей однозначности говорить о том, что как только поданное в Европейский суд дело о пытках оказывалось на этапе коммуникации, это служило толчком для российских следственных органов, чтобы все-таки провести расследование на национальном уровне и виновных в пытках привлечь к ответственности.

Наталья Таубина
Фонд «Общественный вердикт»
Это такие случаи, когда индивидуальные меры начинают «исполнятся» еще до того, как само постановление принято или вступило в силу, государство пытается упредить постановление ЕСПЧ. Но такой «механизм» включения национального следствия работает не всегда и совсем не работает в случае дел из Чечни, которых уже огромное количество.
И известны имена виновных, но они до сих пор не несут ответственности. Из наших (фонда «Общественный вердикт. — Ред.) дел … это дело Щиборща, где уже есть постановление Европейского Суда, но это пока не привело к окончанию расследования в России и предъявлению обвинения здесь.

Наталья Таубина
Фонд «Общественный вердикт»
После постановления «Касымахунов и Сайбаталов против России» можно было бы ожидать, что российские власти приняли бы его во внимание и пересмотрели бы решение о признании организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») террористической в качестве меры исполнения этого постановления.
террористической в качестве меры исполнения этого постановления.
Следует иметь ввиду, что само законодательство о признании организаций террористическими или экстремистскими, является общепризнанной практикой, и основными проблемами является пропорциональное и уместное применение такого законодательства.

Европейский суд признал за государством право запрещать такую партию, но одновременно отметил, что она неправильно, безосновательно была запрещена как террористическая.

Александр Верховский
Информационно-аналитический Центр «Сова»

В любом случае, постановление по делу «Касымахунов и Сайбаталов против России» является перспективным, и в будущем некоторые организации, признанные террористическими, могут быть переквалифицированы в экстремистские. Правильная квалификация важна, так как за членство в террористической организации закон предусматривает более строгое наказание, чем за участие в экстремистской. Исполнение постановлений по некоторым делам, касающихся экстремистских или террористических организаций, может привести к позитивным изменениям в законодательстве России.