НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
БАРОМЕТР ПОЛИЦИИ, № 09


Реформа европейской системы защиты прав человека
Брюссельская конференция
Три основные проблемы европейской системой защиты прав человека
В марте 2015 года в Брюсселе (Бельгия) состоялась очередная межправительственная конференция, посвященная повышению эффективности системы защиты прав человека в Европе. Основной темой конференции стала имплементация Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Европейская Конвенция», «Конвенция») на национальном уровне и надзор за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека («Европейский Суд»).

Брюссельская конференция позволила оценить успехи и сложности [2] в ходе пятилетнего реформирования, которое началось с принятия Интерлакенской декларации и Плана действий (так называемый «Интерлакенский процесс»). [3] За этот период были значительно изменены внутренние процедуры Европейского Суда. Изменения коснулись документооборота и работы с жалобами. Ужесточились формальные требования к обращениям в Европейский Суд, был разработан новый формуляр жалобы. Усилия последних лет позволяют Европейскому Суду постепенно сокращать количество дел, находящихся в производстве, [4] и быстрее выносить судебные акты по некоторым вновь поступающим жалобам, хотя сроки рассмотрения подавляющего количества дел по-прежнему остаются серьезной проблемой (см. ниже).

Европейский Суд ведет активную информационную работу, чтобы повысить осведомленность потенциальных заявителей, национальных властей и СМИ о Европейской Конвенции, практике Европейского Суда и правилах обращения в Суд. Комитет министров, надзирающий за исполнением постановлений Европейского Суда, принял и использует новые, более эффективные подходы к надзору за исполнением. В частности, приоритет отдается контролю за исполнением постановлений по наиболее важным делам.

_______________________________________
[1] Партнер юридической фирмы Threefold Legal AdvisorsLLC, магистр международного права в области прав человека (Университет Эссекса, Великобритания).
[2] Подробнее см. CM(2015)58finalE / 11 May 2015, 125th Session of the Committee of Ministers (Brussels, 19 May 2015) - Report on the follow-up to the Brighton Declaration.
[3] Подробнее см. М. Сучкова, "Интерлакенская Конференция "О будущем Европейского Суда по правам человека: дискуссия и результаты", Фонд "Общественный вердикт", 2010; М. Сучкова, "От Интерлакена до Измира: новое в процессе реформы европейской системы защиты прав человека", Фонд "Общественный вердикт", 2011; М. Сучкова, "Реформа Европейской системы защиты прав человека: промежуточные итоги, Брайтон и новые протоколы к Конвенции" // ред. А. Новикова (Фонд "Общественный вердикт"), "Рабочие тетради по реформе Европейского Суда по правам человека, том 1", 2012.


Процедура контроля за исполнением стала более прозрачной за счет публикации многих материалов на специальном веб-портале и ряду других мер. Парламентская Ассамблея Совета Европы также уделяет внимание вопросам исполнения постановлений, в частности, работая с национальными законодательными органами. В ходе процесса реформы были приняты новые Протоколы 15 и 16 к Конвенции, в настоящее время ожидающие необходимое количество ратификаций для вступления в силу. Работа по исследованию долгосрочных перспектив развития конвенционной системы также продолжается. [5]

Несмотря на принятые меры, перед европейской системой защиты прав человека по-прежнему стоят серьезные вопросы. Участники Брюссельской конференции выделили три основные на текущий момент проблемы.

  • Большое количество повторяющихся жалоб, находящихся на рассмотрении Европейского Суда. [6] Такая ситуация связана с тем, что на национальном уровне существуют нерешенные системные и структурные проблемы, которые уже были предметом рассмотрения Европейского Суда, однако усилия по исполнению постановлений по таким делам по-прежнему недостаточны. Еще одна причина заключается в том, что на национальном уровне не создаются эффективные средства правовой защиты от нарушений Европейской Конвенции.
  • Длительные сроки рассмотрения Европейским Судом потенциально обоснованных жалоб.
  • Рост количества неисполненных постановлений, находящихся на контроле Комитета министров, и сложности, которые испытывают государства-участники при исполнении постановлений Европейского Суда, касающихся комплексных системных и структурных проблем.
Поэтому, по мнению участников Конференции, основные усилия должны быть направлены на обеспечение полного и своевременного исполнения постановлений Европейского Суда и имплементации Европейской Конвенции на национальном уровне. Кроме того, процесс контроля за исполнением постановлений должен стать более эффективным. На Конференции был принят План действий, в котором предложены меры, необходимые для повышения эффективности европейской системы защиты прав человека.

__________________________________________
[4] В 2011 году на рассмотрении Суда находилось более 160 000 дел, на конец 2014 года этот показатель составил 70 000 дел. См. Contribution of the Court to the Brussels Conference, 26 января 2015, http://www.echr.coe.int/Documents/2015_Brussels_Conference_Contribution_Court_ENG.pdf.
[5] См. GT-GDR-F(2015)010, CDDH, Consolidated draft CDDH final report on the longer-term future of the Convention system, 15 May 2015.
[6] На текущий момент такие жалобы составляют половину жалоб, находящихся на рассмотрении Европейского Суда. См. там же.
Имплементация Европейской Конвенции на национальном уровне
Механизм предполагает полное исполнение постановлений Европейского Суда
В силу принципа субсидиарности Европейского Суда по отношению к национальным правовым системам, применение и имплементация Конвенции, в первую очередь, является задачей национальных властей. Такая ответственность подразумевает принятие национальными властями комплекса мер информационного, административного, правового и политического характера. В Плане действий содержатся рекомендации о мерах, в частности, в следующих направлениях:

  • повышение информированности потенциальных заявителей о правилах обращения в Европейский Суд;
  • обучение судей, прокуроров, парламентариев и других представителей государства, а также юристов (адвокатов) стандартам Европейской Конвенции и ее имплементации; для этого могут быть задействованы ресурсы и программы Совета Европы, в том числе программы стажировок в Европейском Суде;
  • проверка законопроектов, действующего законодательства и административной практики на их соответствие Европейской Конвенции в ее толковании Европейским Судом;
  • предотвращение нарушений Конвенции на национальном уровне и создание средств правовой защиты, используя которые потенциальные заявители могли бы восстановить свои права, не прибегая к обращению в Страсбург.

Задача имплементации Европейской Конвенции на национальном уровне предполагает также своевременное и полное исполнение постановлений Европейского Суда. В этом отношении в Плане действий содержатся, среди прочего, следующие рекомендации национальным властям:

  • Своевременно представлять в Комитет министров подробные планы действий по исполнению постановлений;
  • В случаях, когда Европейский Суд приходит к выводу о том, что на национальном уровне отсутствуют эффективные средства правовой защиты, создавать такие средства защиты с тем, чтобы повторяющиеся жалобы не направлялись в Европейский Суд;
  • Выделять достаточные ресурсы для исполнения постановлений Европейского Суда и наделять государственные органы, на которые возложена координация этого процесса, необходимым набором полномочий;
  • Уделять особое внимание исполнению постановлений, в которых Европейский Суд пришел к выводу о наличии системной/структурной проблемы в национальном правопорядке;
  • Обмениваться с другими государствами опытом и информацией в отношении исполнения постановлений в части мер общего характера;
  • Обеспечивать доступность (в том числе, путем перевода на национальный язык и обобщения) постановлений Европейского Суда, планов действий по их исполнению и соответствующих документов Комитета министров;
  • Поощрять участие законодательных органов в процессе исполнения постановлений, в частности, направляя им отчеты о ходе исполнения и проводя парламентские дебаты по исполнению конкретных постановлений;
  • Создать структуры для координации и обмена информацией между различными государственными органами, парламентом и судами по вопросам, связанным с правами человека;
  • Рассмотреть вопрос о проведении регулярных обсуждений по вопросам исполнения постановлений с участием представителей всех ветвей власти, а также гражданского общества.

Схожие рекомендации дал государствам Комитет министров в своем решении, принятом на заседании в мае 2015 года. [1] Кроме того, Комитет решил дать оценку имплементации государствами-участниками Рекомендации CM/Rec(2008)2, [2] которая посвящена созданию эффективных национальных механизмов по исполнению постановлений Европейского Суда. В результате такой оценки будут обобщены хорошие практики, принятые в различных государствах, и, при необходимости, рекомендация CM/Rec(2008)2 будет дополнена новыми положениями.

________________________________________
[1] CM/PV(2015)125add1/Item3E / 19 May 2015, Committee of Ministers, 125th Session, 19 May 2015 - Item 3 - Securing the long-term effectiveness of the supervisory mechanism of the European Convention on Human Rights.
[2] Recommendation CM/Rec(2008)2 of the Committee of Ministers to member states on efficient domestic capacity for rapid execution of judgments of the European Court of Human Rights, adopted on 6 February 2008 at the 1017th meeting of the Ministers' Deputies.


Надзор за исполнением постановлений Европейского Суда
Хотя, как указано выше, основную роль в имплементации Конвенции и исполнении постановлений Европейского Суда играют национальные власти, участники Конференции придают большое значение эффективности работы европейской системы надзора за исполнением постановлений. В первую очередь, рекомендации Плана действий направлены на улучшение работы Комитета министров в данном отношении.

Так, Комитету было рекомендовано:


  • Активно использовать способы реагирования, имеющиеся у Комитета, в ситуациях, когда государства-участники не исполняют постановления Европейского Суда. К таким мерам, в частности, относятся вынесение промежуточных резолюций, оказание политического влияния и использование - в необходимых случаях - процедур, предусмотренных статьей 46 Конвенции; [1]
  • Укреплять взаимодействие с другими органами Совета Европы, в частности, Европейским Судом, Парламентской ассамблеей и Комиссаром по правам человека;
  • Изыскивать способы повысить эффективность межправительственных встреч, посвященных исполнению постановлений ("DH-meetings");
  • Рассмотреть вопрос о возможности принимать письменные замечания по вопросам исполнения постановлений от международных организаций и иных органов, перечень которых может быть установлен Комитетом министров; [2]
  • Поощрять практику приглашения представителей национальных властей на заседания Комитета министров, посвященные вопросам исполнения постановлений;
  • Проводить обсуждения и обмен опытом по наиболее распространенным проблемам исполнения постановлений;
  • Проводить обсуждения и обмен опытом по наиболее распространенным проблемам исполнения постановлений;
  • Повышать прозрачность процесса исполнения постановлений;
  • Обеспечивать Департамент по исполнению постановлений необходимыми ресурсами для выполнения возложенных на него задач. [3] В частности, обеспечивать необходимое количество постоянных сотрудников и привлекать национальных судей или должностных лиц ("secondment").

Департаменту по исполнению постановлений было рекомендовано:

  • Обеспечивать доступность информации о ходе исполнения постановлений, в том числе готовить обзоры по странам и по тематикам;
  • Укрепить практику двусторонних консультаций с государствами, давать рекомендации по подготовке планов действий и своевременно оценивать планы действий, представленные в Департамент государствами-ответчиками; [4]
  • Провести совместно с государствами-участниками ревизию постановлений Европейского Суда, которые находятся на контроле, с тем, чтобы выявить постановления, надзор по которым может быть завершен, а также установить основные проблемы, требующие дальнейшей работы.

Кроме того, в Плане действий участники Конференции призвали все органы Совета Европы (включая Генерального секретаря, Парламентскую ассамблею и Комиссара по правам человека) содействовать исполнению постановлений Европейского Суда в рамках возложенных на них полномочий.

________________________________________
[1] Статья 46 Европейской Конвенции предусматривает процедуру, в рамках который Комитет министров может, в случае отказа государства исполнять постановление, передать этот вопрос в Европейский Суд для решения вопроса о том, нарушило ли государство свое обязательство исполнять постановления, закрепленное в пункте 1 статьи 46 Европейской Конвенции.
[2] В соответствии с действующей редакцией Правила 9 Правил Комитета Министров о надзоре за исполнением постановлений от 10 мая 2006 года, Комитет вправе получать письменные замечания по вопросам исполнения постановлений Европейского Суда от заявителей и их представителей (в отношении выплаты справедливой компенсации и исполнения постановления в части мер индивидуального характера), а также от неправительственных организаций, национальных омбудсменов и органов по правам человека (в отношении исполнения постановлений в части мер общего характера).
[3] На заседании в мае 2015 года Комитет министров попросил Генерального секретаря Совета Европы выдвинуть предложения об увеличении ресурсов Департамента по исполнению постановлений в рамках подготовки бюджета на 2016-2017 годы. См. CM/PV(2015)125add1/Item3E / 19 May 2015, цит. выше.
[4] Во исполнение данной рекомендации Департамент по исполнению постановлений издал руководство для национальных властей по подготовке планов действий и отчетов об исполнении. В руководстве содержится информация о желаемой структуре и содержании планов действий, раскрыто требование о своевременности представления планов действий и дополнений к ним, а также даны примеры хороших практик по сбору информации и подготовке планов действий. Руководство доступно здесь.

Оптимизация работы Европейского Суда

Участники Конференции также предложили меры, которые мог бы принять Европейский Суд для оптимизации своей работы. В частности, были поддержаны планы Европейского Суда приводить краткое обоснование в решениях о неприемлемости, которые принимаются одним судьей. Участники конференции предложили начать такую практику с января 2016 года. Кроме того, они предложили Суду рассмотреть возможность кратко мотивировать решения о предварительных (временных) мерах и об отказе в передаче дел в Большую Палату. Европейскому Суду было также предложено принять меры для повышения прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, в частности, с тем, чтобы сторонам было понятно, на какой стадии рассмотрения находится дело.
Заключение

Органы Совета Европы и эксперты единогласно признают, что недостаточная имплементация Европейской Конвенции на национальном уровне и неполное/несвоевременное исполнение постановлений Европейского Суда являются основными угрозами авторитету и легитимности европейской системы защиты прав человека. [1] Какими бы эффективными ни были меры по оптимизации работы Европейского Суда, Комитета министров и других европейских органов, реализация прав, гарантированных Европейской Конвенцией, невозможна без политической воли и активных усилий национальных властей.

Прогрессивное увеличение дел на контроле Комитета министров, то есть неисполненных постановлений Европейского Суда, многие из которых поднимают серьезные структурные и системные проблемы в национальных правовых системах, безусловно, является тревожным показателем. В этом смысле представляется особенно актуальным намерение органов Совета Европы укрепить диалог с национальными властями и, в частности, дать оценку эффективности существующих в государствах-участниках механизмов по исполнению постановлений Европейского Суда.
__________________________

[1] GT-GDR-F(2015)010, CDDH, Consolidated draft CDDH final report on the longer-term future of the Convention system, 15 May 2015, para. 33.