Таким образом, видно, что данный пункт сформулирован, с одной стороны, слишком формалистично, поскольку сам по себе факт чрезвычайной ситуации или массовых беспорядков не означает необходимости принятия экстренных мер конкретно в месте стоянки автомашины. С другой стороны, необходимость принятия экстренных мер может быть вызвана локальными событиями сравнительно небольшого масштаба (например, пожар, обрушение здания), но не являющиеся чрезвычайной ситуацией. Представляется очевидным, что данный пункт необходимо переформулировать.
Пункт 5 устанавливает возможность вскрытия автомашины для «применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения» (т.е. фактически для задержания).
Буквальный смысл данного пункта позволяет вскрыть автомашину для задержания, например, лица, совершившего мелкое хулиганство, находящегося в состоянии опьянения. Но не позволяет вскрыть её в случае, если такой нарушитель был трезв.
Очевидно, что нет разумных оснований разделять эти две ситуации и ставить возможность вскрытия автомашины в зависимость от опьянения нарушителя.
Пункт 6 устанавливает возможность вскрывать машину для «осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные». Хранение и транспортировка предметов или вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, как правило, наказуемо в уголовном или административном порядке. Таким образом, единственно разумным способом их поиска представляется досмотр в порядке КоАП РФ (либо обыск в порядке УПК РФ, но по смыслу пункта речь идёт скорее о досмотре). Любой иной способ поиска и, соответственно, обнаружения, либо исключает привлечение виновных лиц к ответственности (поскольку обнаружение осуществлено при сомнительных обстоятельствах), либо создаёт условия для злоупотреблений со стороны сотрудников полиции (в случае, если судебная практика пойдёт по пути доверия такому способу обнаружения).
Представляется разумным заменить в данном пункте термин «осмотр» термином «досмотр».
Пункт 8 устанавливает возможность вскрывать машину для «установления обстоятельств несчастного случая». Неясно, что подразумевается под «установлением обстоятельств несчастного случая». Исходя из здравого смысла можно предположить, что подразумевается проверка или расследование в порядке УПК РФ по сообщению о преступлении (если речь идёт о «несчастном случае», то, видимо, подразумевается относящаяся к подследственности дознания МВД, т. е. полиции. статья 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности»), однако, прямо из предлагаемого текста поправки это не следует.
Данная формулировка позволяет толковать норму и таким образом, что речь идёт о расследовании несчастного случая в смысле, подразумеваемом ст.ст. 184, 227−231 Трудового кодекса РФ, или об исследовании полицией любого события («несчастного случая»), хотя бы и не относящегося к её подследственности и/или подведомственности.
Кроме того, полномочия, связанные с доследственной проверкой и/или расследованием, универсальны и присущи следователю (дознавателю) независимо от его ведомственной принадлежности.