НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
РЕФОРМА
Фонд «Общественный вердикт», Новая газета, ПЦ «Мемориал», Команда 29, Московская Хельсинкская группа, Движение за права человека, фонд «В защиту прав заключенных», Уральская правозащитная группа, фонд «Социальное партнерство», «Женщина, тюрьма и общество», Санкт-Петербург. экспертно-правовая группа СТАКС, Красноярск, «Правовая основа», Екатеринбург, Группа Помощи Задержанным (Санкт-Петербург).
ОНК и ФСИН
Предложения Коалиции #БезПыток в связи с планами ФСИН изменить порядок посещения колоний и СИЗО членами Общественных наблюдательных комиссий.
ФСИН предлагает внести изменения в Положение, которое регулирует порядок посещения членами ОНК учреждений УИС (Приказ ФСИН России от 28 ноября 2008 г. № 652). Сообщается, что основные изменения касаются правил ведения видео— и фотосъемки. Предлагается для съемок использовать технику ФСИН. Но кроме этих поправок включены другие, которые очень серьезно меняют предназначение ОНК.

Вводится разрешительный порядок, который полностью переводит баланс в пользу ФСИН. Правильная конструкция нормы была бы, если бы при запрете использовать личную технику ОНК у ФСИН была бы обязанность снимать все, что требует ОНК. Такая система в Норвегии — проносить нельзя ничего, но снимается все, на что указывает адвокат/посетитель и пр. Отметим, что Комитет против пыток ООН после рассмотрения официального доклада РФ в этот Комитет указал в своих рекомендациях на то, что России необходимо обеспечить эффективное и независимое функционирование ОНК.

В предлагаемой редакции и пояснительной записке нет ни слова об ответственности должностных лиц. Поэтому предлагаемый порядок становится полностью разбалансированным.
В частности, ФСИН получает больше возможностей для регулирования съемки, но при этом увеличении не возникает ответственность, которая запустила бы адекватную работу предлагаемой новой схемы. Не хватает норм, которые:

  • Вводили бы ответственность за неисправность техники ФСИН;
  • Устанавливали стандарты техники для обеспечения съемки, которая позволяла бы получать изображения надлежащего для официальных разбирательств качества;
  • Вводили бы ответственность за несохранность записей;
  • Вводили бы ответственность за непредоставление записей видеорегистратора сопровождающего.

Кроме того, не установлены сроки хранения записи с видеорегистратора сопровождающего, хотя срок хранения снятого для ОНК материала предлагается установить в 2 года (поправка в п. 15,6). Логично хранить записи видеорегистратора столько же по времени. А также не установлена обязанность предоставлять записи видеорегистратора по требованию членов ОНК.
В пояснительной записке к проекту поправок специально оговаривается, что никаких других изменений в нормативные акты ФСИН не предполагается: «В связи с изданием приказа ФСИН России признания утратившими силу, а также внесения изменений в другие нормативные правовые акты ФСИН России не потребуется».

Самое важное: в проекте закона нет не только прямой обязанности ФСИН все снимать (за исключением каких-то специфически секретных объектов безопасности), но ФСИН вручается полномочие определять относимость события к правам человека и место, в котором возможна съемка.

Поэтому проблема этого проекта Положения не в том, что ФСИН требует снимать на свою технику, а в том, что ФСИН принимает решение разрешать или нет в каждом требуемом случае сам факт съемки и будет определять, что такое нарушение и место, которое допустимо для съемки. То есть устанавливается два барьера, которые выхолащивают саму идею независимого наблюдения. Заинтересованные лица — то есть, учреждения — не должны принимать решения о возможности или невозможности осуществления членами ОНК съемки. ОНК не могут зависеть от решений администраций/сотрудников в тех местах, которые они должны контролировать. Это противоречит целям и задачам общественного контроля.

Кроме того, предлагаемыми правилами создается, по сути, инструмент, с помощью которого ФСИН сможет создавать нужную картинку силами ОНК.

Далее дается оценка предлагаемым поправкам ФСИН.
Пункт 13 Положения
Вмешательство в полномочия ОНК
В предлагаемой редакции п. 13 появляется очень важный нюанс: если то, что обсуждают/выясняют члены ОНК не относится к обеспечению прав заключенных, то тогда беседа членов ОНК прерывается. То есть должностным лицам ФСИН дается право определять, имеет ли та или иная проблема отношение к правам заключенным. Это дает ФСИН фактически неисчерпаемые возможности прерывать работу ОНК и в данном случае происходит фактическое изъятие от ОНК функции по оценке ситуации с точки зрения прав человека/заключенных.

Новая редакция п. 13 следующая: В случае обсуждения членами комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, …, беседа прерывается.

Действующая редакция: 13. Кино-, фото- и видеосъемка подозреваемых и обвиняемых, их интервьюирование осуществляются с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых.

Предложенными изменениями фактически вводится презумпция недобросовестности членов ОНК.
Пункт 11 Положения
Нарушение конфиденциальности
В пункт 11 добавляется важная вещь — весь процесс визита ОНК снимается на видеорегистратор сопровождающего.

Полностью проигнорирован вопрос об обеспечении конфиденциальности общения членов ОНК и заключенных. В частности, предложенные изменения создают коллизию с ч. 2 ст. 23 УИК РФ, когда члены ОНК вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений видеть их, но не слышать. Теперь, если записи будут просматриваться, администрации сразу будет известно о содержании беседы с осужденными.

Не уточняется, в течение какого периода времени должна храниться эта видеозапись.
Пункт 15 Положения
Определение места съемки
Предлагается новый пункт 15,1 Положения. Там уточняется, что съемка может быть в местах, которые определяет должностное лицо УИС. То есть даже при получении письменного согласия заключенного, сама съемка будет вестись там, где укажет администрация. Это также потенциально может привести к тому, что членам ОНК будут отказывать в проведении съемки на том основании, что такие специальные места еще не определены и т. д.

В этом пункте нет оговорки, что решение администрации должно быть подчинено обоснованному требованию обеспечить секретность/безопасность, и запрет может быть связан только с этим. Отсутствие такого условия дает администрации широкие разрешительные возможности.
Пропавшие правила
В предложенной редакции пропал пункт про то, что съемка подозреваемых осуществляется в том числе с согласия должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.
В действующей редакции Положение позволяет осуществлять съемку не только подозреваемых, обвиняемых и осужденных, но и условия содержания, а также съемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных. В предложенной редакции данные положения отсутствуют. Теперь осуществляется съемка заключенных и в специально отведенных местах. Предложенные изменения потенциально будут препятствовать членам ОНК фиксировать неудовлетворительные условия содержания.

Неясно, кто будет осуществлять съемку: члены ОНК с помощью техники учреждения или сами сотрудники учреждения.

Неясно, почему предлагается исключить п. 2. Этот пункт сейчас звучит так:

2. При осуществлении своей деятельности комиссии руководствуются Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 153; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1 (ч. I), ст. 1; N 30, ст. 3745), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2001, N 26, ст. 2589; 2003, N 50, ст. 4847), Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831; N 24, ст. 2834; N 26, ст. 3077), Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; 2007, N 7, ст. 830, 831; N 30, ст. 3808; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418), Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2789), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189 (зарегистрирован в Минюсте России 8 ноября 2005 г., регистрационный N 7139), Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2005 г., регистрационный N 7161; 17 марта 2008 г., регистрационный N 11 348), Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311 (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2006 г., регистрационный N 8375), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Даже если этот пункт убрать, все эти нормы не перестают быть относимыми и актуальными.
Предложения
Коалиция #БезПыток предлагает внести следующие существенные дополнения в редакцию проекта Положения:
1. Администрация учреждения УИС не может отказать членам ОНК в проведении съемки и в предоставлении записей;

2. Запись должна позволять установить дату и время съемки;

3. Определить, кто будет осуществлять съемку: члены ОНК или сотрудники учреждения. Если сотрудники учреждения, то необходимо закрепить, что они не могут отказать членам ОНК снимать те или иные обстоятельства;

4. Установить, что записи посещения членов ОНК с видеорегистраторов также должны храниться два года и беспрепятственно предоставляться по запросу членов ОНК;

5. Определить, что члены ОНК беспрепятственно могут снимать условия содержания;

6. Установить, что в случае беседы членов ОНК с осужденными и съемки, администрация не может слышать содержания беседы и не может просматривать записи;

7. Установить ответственность за неисправность техники ФСИН;

8. Установить стандарты техники для обеспечения съемки, которая позволяла бы получать изображения в качестве, надлежащем для официальных разбирательств;

9. Установить ответственность за несохранность записей и их монтирование/редакцию;

10. Установить ответственность за непредоставление записей видеорегистратора сопровождающего;

11. Установить, что если в ходе съёмки поступило сообщение о пытках, уголовное дело должно быть возбуждено немедленно, а сотрудники, подозреваемые в применении пыток, должны быть отстранены от работы.
Читайте также: