НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
О постановке законопослушных граждан на профилактический учет
Что это такое и как это можно обжаловать разъясняют юрист Яков Ионцев и эксперт Анатолий Папп.
В связи с грядущими днем поминовения — 40-м днем со дня смерти Алексея Навального, а также будущими выборами, можно ожидать проведения различных «профилактических мероприятий». В некоторых городах студентов предостерегали от участия в акциях памяти в университетских чатах, были и другие попытки погасить любые, даже самые безобидные протесты.
.
В социальных сетях появились также сообщения о визитах полицейских по месту жительства граждан с предостережением о недопустимости противоправных действий. В частности, Игорь Артемьев, активист штаба Бориса Надеждина, сообщил в своем Телеграм-канале, что участковый просил его «не ходить на несанкционированные митинги, так как за это предусмотрена ответственность. Я уточнил по какой причине звонят именно мне — „есть списки, в которых вы находитесь“».

Подобные списки и «профилактические беседы» стали возможны в рамках закона N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Нам не удалось найти какой-то единый документ, который исчерпывающе регламентирует ведение профилактического учета (далее по тексту — учета), предусмотренного законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Об этом законе, который требует ставить на учет законопослушный граждан, читайте в нашем специальном выпуске «Барометра реформы».
Из ряда ведомственных приказов МВД РФ можно понять следующее. На уровне МВД РФ имеется Сервис обеспечения охраны общественного порядка, входящий в Единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В этот сервис помимо прочего вносятся сведения о лицах, ставящихся на учет. Какие конкретно сведения о гражданине подлежат внесению в сервис, неясно. Но очевидно, что в него должны вноситься как минимум ФИО гражданина, дата и место рождения, место жительства и основания постановки его на учет.

Постановка на учет ведется сотрудниками территориальных органов внутренних дел, однако, судя по всему, доступ к этим данным будут иметь не только органы, поставившие гражданина на учёт.
Доступ гражданина к сведениям как о самом факте постановки его на учет, так и о конкретных сведениях о нем, внесенных в сервис, изученными нами приказами никак не регламентированы и не предусмотрены, ни в смысле разрешения, ни в смысле запрета, поэтому вам придется использовать нормативные документы, не связанные впрямую с этим сервисом.
На какие нормы ссылаться?
Во-первых, на нормы Конституции
Часть 2 статьи 24 Конституции устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В случае, если вас интересует вопрос о постановке вас на учет, мы предлагали бы ссылаться на эту норму. Какие конкретно ваши права и интересы затрагивает постановка вас на учёт, вопрос обсуждаемый. Нам видится разумным ссылаться на то, что она затрагивает ваше право на частную жизнь, поскольку карточка лица, поставленного на учет, содержит его персональные данные. Однако если у вас будут другие соображения по этому вопросу, возможно, разумным будет их использовать.

Во-вторых, на статью 8 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Эта норма позволяет гражданину запрашивать и получать информацию о деятельности государственных органов, не обосновывая такой запрос.

И в-третьих, на закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Рекомендуем изучить статьи 8, 18-20 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Обжалование
Для обжалования вам необходимо документально подтвердить факт постановки вас на учёт. Единственным сколь-нибудь эффективным способом сделать это нам представляется получение соответствующей информации из органов внутренних дел. По этой причине следует:

Рассмотрение этого обращения будет осуществляться в соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Наиболее вероятными результатами подачи такого обращения нам видятся отказ в предоставлении информации либо непредставление ответа.

Как отказ в предоставлении информации, так и непредставление ответа могут быть обжалованы в порядке КАС РФ. Фондом уже была подготовлена инструкция по подаче административных исковых заявлений в порядке КАС РФ, участия в их рассмотрении и обжалования решения суда. Несмотря на то, что инструкция ориентирована на совершенно другую ситуацию, она и приведённые в ней образцы документов применимы и здесь. Нужно исключить из образцов документов ссылки на ст. 227.1 КАС РФ и Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания». Все остальные нормы и документы, упомянутые в инструкции, актуальны и для рассматриваемой ситуации.
Пока что это только наше предположение. Практики подачи таких запросов нет или по крайней мере нам о ней неизвестно. Надеемся, что предположение окажется ошибочным.
При подаче запроса следует обращать внимание на то, что способ подачи должен позволять подтвердить факт получения запроса адресатом. Тактически неверно будет, например, отправить запрос простым (нерегистрируемым, без отслеживания) письмом, оставить его в ящике для обращений и т. п., поскольку это позволит адресату уклониться от рассмотрения обращения, а в случае обжалования такого бездействия — сослаться на его неполучение.

Кроме того, разумным представляется подать несколько обращений в различные органы внутренних дел, в идеале не подчиненных друг другу.
Например,

  • в территориальный орган по месту жительства,
  • Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД РФ и региональный информационный центр,
  • в органы внутренних дел соседнего региона.
Возможно, это позволит получить несколько не согласованных между собой ответов из различных органов, каковые ответы, возможно, будут противоречить друг другу.

    Список рекомендованных к изучению нормативных документов:

    1. Конституция Российской Федерации;
    2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
    3. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
    4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
    5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ);
    6. Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»;
    7. Приказ МВД России № 19 от 17 января 2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»;
    8. Приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».
    Авторы: Яков Ионцев, Анатолий Папп
    Редактор: Асмик Новикова
    5 марта 2024 года.
    Читайте также: