В ст. 286 теперь может появиться четвертая часть: «превышение должностных полномочий с использованием пытки». Тем самым, «Пытки» рассматриваются не как самостоятельное преступление, а как крайняя степень тяжести «превышения должностных полномочий». И, таким образом, предлагается логика, что есть некое должностное полномочие, которое содержит риски превратиться в пытку.
Однако таких полномочий у российских правоохранительных органов нет, и использование этой, по сути, суррогатной статьи УК сейчас — следствие безвыходности, которую признал Верховный Суд. В своем Постановлении Пленума (от 16 октября 2009 г. № 19) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» Верховный Суд допустил, что к превышению должностных полномочий относятся также и действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Новый законопроект предлагает закрепить парадоксальный с правовой точки зрения подход, обусловленный отсутствием в УК самостоятельного состава преступления «Пытки».
Кроме того, превращение «Пытки» в квалифицирующий признак статьи «Превышение должностных полномочий» не позволяет «утяжелять» ответственность за пытки, а именно учитывать «групповой характер» преступления или его совершение «по предварительному сговору». Известные случаи пыток говорят как раз об обратном — чаще всего преступники действуют в группе, очень согласованно, методично, распределяя между собой роли. Предлагаемый проект закона просто исключает саму возможность точной квалификации подобных преступных действий.
Предлагаемое определение «пытки» исключает ответственность тех, с чьего молчаливого согласия, ведома и попустительства пытки совершаются. Это прямо противоречит определению «Пытка», закрепленному в статье 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Это означает, что привлекать за пытки можно будет только непосредственных исполнителей, предусматриваемые законопроектом положения не затронут, например, начальников учреждений, где людей систематически пытают.
Далее, поскольку ст. 286 УК РФ имеет сроки давности, а законопроект не предлагает особого регулирования в части сроков давности для вводимой четвертой части статьи, дела, возбужденные по этой части, будут относиться к категории особо тяжких преступлений со сроком давности 15 лет. Однако у такого преступления, как пытки, не должно быть сроков давности.
Предлагаемые изменения в ст. 302 УК РФ, с одной стороны, расширяют возможности ее применения. Так, в категорию лиц, которых могут принуждать к даче показаний, дополнительно вводят осужденных. Также в список субъектов, в отношении которых может применяться эта норма, добавлен «иной сотрудник правоохранительных органов». До сих пор субъектами применения этой статьи были только следователи и дознаватели, и статья эта практически никогда не применялась, поскольку в подавляющем большинстве случаев пытки осуществляли отнюдь не следователи.