НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Несвобода Ассоциаций
Новые проекты законов запрещают гражданам России участвовать в работе незарегистрированных в стране иностранных НКО. Что конкретно предлагается запретить
и как планируется наказывать — в нашем обзоре

I. Краткое содержание предлагаемых нововведений в части, касающейся деятельности на территории Российской Федерации иностранных или международных некоммерческих неправительственных организаций
1. На рассмотрение в Государственную Думу РФ внесен пакет документов, в который входят три взаимосвязанных законопроекта, принятых в первом чтении 22 июня 2023 года (для того, чтобы законопроекты приобрели статус законов необходимо их рассмотрение и одобрение еще в двух чтениях в Государственной Думе РФ, рассмотрение и одобрение Советом Федерации РФ, рассмотрение и подписание Президентом РФ):

  • № 346588-8 «О внесении изменений в статьи 13-2 и 30-1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»» (регламентация участия физических и юридических лиц в деятельности иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации после внесения в реестр сведений о структурных подразделениях такой организации);

  • № 346769-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» (ответственность за участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, не зарегистрированной в России);

  • № 346750-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»» (уголовная ответственность за организацию деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, не зарегистрированной в России).

2. Первый законопроект предлагает изменения в федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым участие физических и юридических лиц в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории России разрешается только после регистрации филиала или представительства этой организации в соответствующем реестре Минюста России с размещением этого реестра на официальном сайте ведомства в Интернете.

3. Кроме того, законопроект расширяет основания для отказа во внесении в реестр, если иностранная некоммерческая неправительственная организация ранее уже имела зарегистрированный филиал или представительство в России, но она была исключена из реестра в связи с нарушением законодательства. Это правило действует, если филиал или представительство были лишены регистрации в течение трех лет, предшествующих дате подачи нового заявления на регистрацию. При этом действующим положением Закона о НКО (пп. 5 п. 7 ст. 13) предусмотрено, что отказать в регистрации филиала или представительства, если ранее структурные подразделения были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции и законодательства РФ.

Причем эти запреты применимы вне зависимости от географии работы иностранной или международной НКО и наличия или отсутствия зарегистрированного структурного подразделения в России.
4. Данный законопроект также устанавливает, что возможность, как для физических, так и для юридических лиц, участвовать в деятельности иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации на территории России возникает только со дня, когда в реестр будут внесены сведения о филиалах и представительствах этих организаций. Помимо этого, вводится запрет для государственных и муниципальных служащих входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов этих организаций, а также заниматься оплачиваемой деятельностью в этих организациях.

5. Другие два законопроекта представляют собой развитие, по сути, ограничительных механизмов для осуществления международной или иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории России.

6. Второй законопроект предусматривает введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нового состава административного правонарушения (19.34.2 КоАП РФ) — нарушение норм Закона о НКО, которые запрещают участие в деятельности на территории страны незарегистрированной в России иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации.

7. За нарушение этой административной нормы вводятся санкции в виде штрафа: для граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

8. Для иностранного гражданина или лица без гражданства участие в деятельности незарегистрированной в России иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации на территории страны, может привести к штрафу от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы России или без такового.
II. Краткое описание ситуации в России, связанной с деятельностью международных и иностранных некоммерческих организаций и с участием в их деятельности граждан и других организаций (с 2015 года по настоящее время). Предпосылки появления вышеуказанных законопроектов.
9. Третий законопроект предлагает ввести (новая статья 330.3 УК РФ) в Уголовном кодексе, далее – УК РФ) уголовную ответственность за участие в деятельности незарегистрированной в России иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации на территории страны. Уголовная ответственность будет наступать, если человека уже дважды в течение одного года привлекли к административному наказанию по статье 19.34.2 КоАП РФ(см. выше информацию о введении этой статьи в КоАП РФ) либо если человек имеет судимость за преступления, предусмотренные статьей 330.3 УК РФ или статьей 284.1 УК РФ (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности). Таким образом, состав преступления, предусмотренный статьей 330.3 УК РФ, предполагает административную преюдицию. Наказание предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или заработной платы (иного дохода) за период от 1 года до 2-х лет либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо принудительные работы на срок до 2-х лет с ограничением свободы на этот же срок или без такового, либо лишение свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового. Граница потенциального срока лишения свободы в два года относит его к категории преступлений небольшой тяжести.

10. Кроме того, этот законопроект предусматривает ответственность не только за участие в деятельности, но и за организацию деятельности незарегистрированной иностранной НКО на территории России. При этом наказание в этом случае не предполагает штраф. Проект закона говорит о наказаниях в виде обязательных работ на срок до 360 часов, либо принудительные работы на срок до 3-х лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового. Граница потенциального срока лишения свободы до трех лет относит это преступление к категории преступлений средней тяжести.

11. Законопроект вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК РФ), устанавливая, что предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным проектируемой статьей 330.3 УК РФ, производится следователями Следственного комитета РФ.
12. 23 мая 2015 года в Федеральный закон от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» были внесены изменения (далее – Закон № 272-ФЗ), согласно которым в российское законодательство был введен термин «нежелательная организация».

13. К такой организации российское законодательство относит иностранную или международную неправительственную организацию, в отношении которой Генеральной прокуратурой по согласованию с Министерством иностранных дел принято решение признать ее деятельность нежелательной на территории России, поскольку она представляет угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства. Информация о включении в перечень нежелательных организации публикуется на сайте Минюста России. После признания организации «нежелательной» счета такой организации замораживаются, ее отделения закрываются, она не может создавать на территории РФ юридические лица, участвовать в ее деятельности запрещено под угрозой привлечения к административной и уголовной ответственности, таким организациям запрещается проводить публичные мероприятия (от семинаров до митингов), распространять свои материалы, в том числе, через СМИ и Интернет, также запрещено распространять материалы такой организации физическим и юридическим лицам, а нарушение запрета влечет за собой риск понести наказание от административных штрафов и арестов до привлечения к уголовной ответственности с потенциально возможным лишением свободы.

14. С июля 2015 года по настоящее время (июль 2023 года) в перечень нежелательных организаций были включены 90 организаций, в том числе Международное партнерство за права человека, Трансперенси Интернешенел, Фонд имени Генриха Бёлля (до этого филиал фонда был исключен из реестра филиалов иностранных некоммерческих неправительственных организаций), Солидарность с гражданским движением в России – Solidarus, Форум гражданского общества Россия – ЕС, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы. За 8 лет действия Закона о «нежелательных организациях» ни одна организация не была исключена из указанного перечня. Ни одно из обжалований в судебном порядке не привело к признанию решений Генеральной прокуратуры незаконными.
Федеральный закон от 23.05.2015 г. № 129-ФЗ
Одним из последних приговоров в России за участие в деятельности нежелательной организации, помимо обвинения в распространении «фейков» о Вооруженных силах РФ и в государственной измене, был вынесен Владимиру Кара-Мурза в апреле 2023 года. Назначенное наказание по невступишему пока в законную силу приговору 25 лет.
15. В апреле 2022 года Минюст России исключил из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций 15 таких подразделений, в том числе: представительство американского Фонда Карнеги за международный мир (организация исследует международные отношения, а ее основная задача — содействие сотрудничеству между странами, 14.04.2023 г. организация была включена в реестр иностранных агентов); представительства Amnesty International и Human Rights Watch (организации занимаются мониторингом и расследованием нарушений прав человека); филиалы Фонда Фридриха Науманна за свободу, Фонда Розы Люксембург, Фонда имени Генриха Бёлля (фонды осуществляют деятельность в сфере укрепления и развития гражданского общества). По состоянию на июнь 2023 года в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций размещены сведения о 64 филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Два последних внесения в указанный реестр датируются 11.01.2023 г. и 10.12.2020 г., соответственно, внесены в реестр филиал Международного фонда поддержки ветеранов, инвалидов и членов семей погибших при исполнении служебного долга «Боевое братство без границ» (Республика Беларусь) в Российской Федерации и представительство частного фонда «Фонд Нурсултана Назарбаева» (Республика Казахстан) в Российской Федерации.

16. 1 декабря 2022 года в России вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Согласно положениям этого закона (часть 2 статьи 1, далее – Закон № 255-ФЗ) «Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового». Данная норма в сочетании с другими нормами упомянутого закона указывает на то, что любая международная или иностранная организация, в том числе незарегистрированная, независимо от характера деятельности (коммерческая или некоммерческая организация), а также не взирая на относимость к органам государственной власти иностранного государства (неправительственная или частная организация), может быть признана иностранным агентом. Возникновение такого статуса возлагает обязанность на организации всех форм собственности, а также их должностных и физических лиц независимо от их гражданства или отсутствия такового, в своей деятельности учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, направлять отчетность о своей деятельности и расходах (в том числе ежегодно проводить аудит своей деятельности) Минюсту России (ведомство, уполномоченное вести реестр иностранных агентов и контролировать их деятельность, а также соблюдение российского законодательства, касающегося иностранных агентов). По состоянию на конец июня 2023 года в России 639 иностранных агентов, включенных в соответствующих реестр. С начала действия Закона № 255-ФЗ в реестр иностранных агентов внесены 4 зарубежные организации, 2 из них впоследствии были признаны «нежелательными организациями»: Anti-Corruption Foundation Inc. и Всемирный фонд дикой природы.

17. В середине апреля 2023 года председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Василий Пискарев на заседании Комиссии по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела РФ, где обсуждались вопросы государственного контроля за соблюдением законодательства об иностранных агентах, а также вопросы о внесении для рассмотрения в парламенте законопроектов, упомянутые выше в пунктах 1-11, отметил, что «за последние три года из данных реестров [прим. Автора – реестры зарегистрированных филиалов и представительств иностранных НПО] исключены 40 структурных подразделений НПО», «одной из основных причин исключения является осуществление филиалом или представительством зарубежной неправительственной организации деятельности, не соответствующей заявленным целям».
III. Соблюдение международных стандартов в сфере свободы объединения в связи с предлагаемыми законопроектами
(не может рассматриваться как предоставляющий собой всеобъемлющий и комплексный анализ предлагаемых изменений, касающихся деятельности на территории России «незарегистрированных» в соответствующем реестре иностранных или международных некоммерческих неправительственных организаций)
18. Свобода объединения является «важной предпосылкой для других фундаментальных свобод». Данное право тесно связано с правом на свободу выражения мнения и свободу собраний, а также с другими правами человека (свободой вероисповедания, правом на частную жизнь, запретом на дискриминацию и т.п.). Кроме того, «право каждого человека дает людям возможность объединяться и коллективно добиваться, продвигать и защищать их общие интересы». Право на объединения является центральным правом в условиях современного и плюралистического общества. Оно служит «барометром соблюдения общих стандартов защиты прав человека и уровня демократии в стране». Хотя свобода объединения не является абсолютным правом, она может быть ограничена или от нее могут совершаться отступления только в соответствии с жесткими условиями, обозначенными в международных документах по правам человека (см. статьи 4 и 22(2) Международного пакта о гражданских и политических правах, далее – МПГПП).

19. Неправительственные организации, занимающиеся продвижением прав человека, традиционно рассматриваются как особенно уязвимые и в силу этого нуждающиеся в специальной защите. В течение последних десятилетий были разработаны специальные инструменты, которые обозначили стандарты, применимые к правозащитникам, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В Декларации ООН «О праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (правозащитниках)» подтверждается, что «Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях» (статья 1) и отмечается, что государства должны принимать меры по обеспечению данного права.

20. Конституция России содержит демократические положения, касающиеся прав и свобод личности. В ней говорится, что человек, его права и свободы являются высшей̆ ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства, в России признается идеологическое и политическое многообразие, и общественные объединения равны перед законом. Глава 2 Конституции полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием , в том числе применительно к свободе мысли и убеждений, к свободе объединений и праву свободно создавать профессиональные союзы. Предусматриваются конституционные условия для ограничения этих прав. Они содержатся в статье 55 Конституции, где говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
См. CDL-AD(2011)035, Заключение о совместимости с правозащитными стандартами законодательства о неправительственных организациях в Республике Азербайджан, параграф 45; а также CDL- AD(2012)016, Заключение о Федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности в Российской̆ Федерации, параграф 64.
CDL-AD(2011)035, Заключение о совместимости с правозащитными стандартами законодательства о неправительственных организациях в Республике Азербайджан, параграф 40.
CDL-AD(2011)035, Заключение о совместимости с правозащитными стандартами законодательства о неправительственных организациях в Республике Азербайджан, параграф 41.
Документ ООН A/RES/53/144, Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, 8 марта 1999 года.
Декларация ООН о правозащитниках, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН No 53/144 (A/RES/53/144) от 8 марта 1999 года.
См. статью 2 Конституции РФ.
См. части 1 и 3 статьи 13 Конституции РФ.
См. часть 4 статьи 13 Конституции РФ.
См. статью 18 Конституции РФ.
См. статью 29 Конституции РФ.
См. статью 30 Конституции РФ.
21. В обязательство государства входит признание, гарантирование и защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией и международными обязательствами государства. Часть 4 статьи 15 Конституции гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

22. Основные принципы создания некоммерческих организаций и их деятельности изложены в Гражданском кодексе России. Более детальное правовое регулирование таких организаций, в том числе международных и иностранных, содержится в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о НКО) и в специальных законах, в частности Законе № 255-ФЗ и Законе № 272-ФЗ, упомянутых выше в пунктах 16 и 12, соответственно. В Законе о НКО определено, что он применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории России, постольку, поскольку иное не установлено этим законом и иными федеральными законами. Закон о НКО определяет порядок создания и деятельности на территории России структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и эти положения применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам России.

23. Российская Федерация является участницей МПГПП, а также Первого Факультативного протокола к нему. То есть Россия должна добросовестно соблюдать принятые ею обязательства.
См. статьи 17, 45 и 46 Конституции РФ.
См. части 2, 2.1 и 2.2 статьи 1 Закона о НКО.
24. В соответствии со статьей 2 МПГПП, на государства-участника возлагается обязанность соблюдать закрепленные в МПГПП права и обеспечивать их всем находящимся в пределах их территории и под их юрисдикцией лицам. Правовое обязательство России как участницы МПГПП состоит помимо того, чтобы уважать, защищать и соблюдать права человека, изложенные в нем, но и
поощрять эти права, в данном случае право на свободу ассоциации. Требование статьи 2 (2) МПГПП предпринимать шаги для претворения в жизнь содержащихся в нем прав является абсолютным обязательством, вступающим в силу немедленно. Невыполнение этого обязательства не может быть оправдано ссылкой на политические, социальные, культурные или экономические соображения в рамках государства.
25. Таким образом, Россия должна предпринять необходимые шаги для воплощения на практике прав по МПГПП. Отсюда следует, что Россия обязана обеспечивать необходимое соответствие внутреннего законодательства и его правоприменения требованиям МПГПП, а в случае, если такое несоответствие сохраняется, то статья 2 МПГПП требует, чтобы национальное законодательство или практика были изменены. Выгодоприобретателями по МПГПП являются физические лица, но они могут пользоваться своими правами совместно с другими лицами, что предполагает право на свободу ассоциации, которое является одним из прав по МПГПП. Декларацию о правах и обязанностях отдельных лиц, групп и общественных органов поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы также можно рассматривать в качестве базы, хотя она и не является обязательной.

26. Свобода ассоциаций рассматривается как важнейшее условие для эффективного функционирования демократии. Следовательно, любые ограничения этого права должны быть строго юридически обоснованы. Данное право защищается статьей 22 МПГПП.

27. Защита, предоставляемая статьей 22 МПГПП, распространяется на всю деятельность объединения. Для того, чтобы вмешательство в свободу ассоциации было обоснованным, любое ограничение такого права должно в совокупности отвечать следующим условиям: (a) оно должно быть предусмотрено законом, (b) оно может быть установлено только для одной из целей, указанных в пункте 2, и (c) оно должно быть «необходимым в демократическом обществе» для достижения одной из этих целей.

28. Ссылка на понятие «демократическое общество» означает, что существование и деятельность объединений, в том числе тех, которые мирно пропагандируют идеи, не всегда благоприятно воспринимаемые правительством или большинством населения, является краеугольным камнем демократического общества.

29.
Вышеназванные законопроекты направлены на создание специального правового режима для структурных подразделений международных и иностранных некоммерческих организаций. В целом, предлагаемые нововведения
усиливают полномочия органов власти в части мониторинга иностранных некоммерческих организаций и вводят различные санкции (административного и уголовного характера) как для самих организаций, их представителей и членов, так и для иных физических и юридических лиц, которые новые юридические требования не будут исполнять.
Смотри Общие комментарии Совета по правам человека No31 (80) по вопросу природы общего правового обязательства, налагаемого на государства-участники МПГПП, http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrc/docs/CCPR.CGC.33.pdf
CCPR/C/21/Rev.1/Add. 13 Общий комментарий Комитета по правам человека No 31 [80], принят 29 марта 2004 (2187-е заседание), параграф 14.
Пункт 2 статьи 22 МПГПП: «Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной̆ или общественной̆ безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
Сообщение ЦГПП No 1296/2004, Александр Беляцкий против Беларуси, мнения от 24 июля 2007 года.
30. Следует отметить, что внесение этих трех законопроектов законодатели не сопровождают каким-либо обоснованием желаемых целей от введения новых условий для законной деятельности на территории России иностранных некоммерческих неправительственных организаций. В пояснительной записке к этому законопроекту лишь обозначено: «…законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос участия в деятельности на территории Российской Федерации иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре».

31. Как следует из пояснительных записок, проекты федеральных законов «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» разработаны «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства». Такая цель в принципе может быть признана законной̆, так как она подпадает под определение «интересов общественной безопасности, общественного порядка и/или прав и свобод других лиц». Однако,
ограничения, налагаемые как на свободу объединений, так и на свободу выражения мнения не должны превышать того, что «необходимо в демократическом обществе», то есть вмешательство должно соответствовать насущным потребностям общества и должно быть соразмерным таким потребностям.
32. Даже если предположить, что вмешательство в свободу ассоциаций (также здесь в определенной степени затрагивается вопрос вмешательства в свободу выражения мнения) имеет легитимную цель — интересы национальной безопасности, защиты прав и свобод человека, — но необходимые инструменты и законодательная база для предотвращения пагубного, по мнению российских властей, иностранного влияния уже действует на момент появления указанных законопроектов. В России имплементировано достаточно жесткое и обширное законодательство, позволяющее пресекать любую деятельность, угрожающую извне национальной безопасности и нарушению прав и свобод человека и гражданина.

В частности, к этому законодательству относятся федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Законы № 255-ФЗ и № 272-ФЗ. На базе упомянутого законодательства появились: списки «запрещенных организаций» и «запрещенной литературы», которые признаны террористическими или экстремистскими; список «нежелательных организаций» и запрет под угрозой административного и уголовного преследования на любое участие в их деятельности, создание и распространение любой информации об их деятельности; список «иностранных агентов» и запреты — под угрозой от административного и до уголовного преследования — на распространение любой информации о них и их деятельности без обозначения статуса «иностранный агент». Кроме того, российское законодательство, в частности, Закон о НКО, уже содержит процедуру, четко регламентирующую включение сведений о филиалах и представительствах иностранной некоммерческой неправительственной организации в соответствующих реестр. Доступ к получению информации о последних обеспечен государственными органами путем размещения сведений в сети «Интернет».

Закон о НКО в настоящее время уже содержит целый ряд условий, при которых иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть отказано во внесении в реестр. При этом помимо оснований для отказа по формальным признакам (неправильное оформление документов), организации может быть отказано, если ее цели и задачи создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам страны, если ранее зарегистрированные филиалы или представительства иностранных НКО были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции и российского законодательства.

В такой ситуации стоит отметить, что законодательные акты России устанавливают высокие и строгие рамки не только для деятельности международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, но и для самого существования таких организаций.
Очевидно, что на практике правовые требования к регистрации таких организаций, к осуществлению их деятельности и к соблюдению запретов и ограничений, сводят к минимуму возможность регистрации филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций и напротив повышают риск отзыва регистрации уже зарегистрированных таких организаций (это касается организаций, как занимающихся правами человека, так и других организаций в равной степени).
33. В дополнение к вышеизложенному нельзя не обратить внимание на то, что термин «предусмотрено законом» не просто требует того, чтобы мера основывалась на национальном законодательстве, но это также относится и к качеству закона. Применимое законодательство должно быть достаточно ясным и предсказуемым в своих формулировках, чтобы можно было предвидеть юридические последствия и дать четкое представление тем, кого оно может прямо коснуться, об условиях, при которых органы государственной власти имеют право прибегать к определенным мерам воздействия. Законопроект дополняет ряд и без того всеобъемлющих оснований (см. выше пункт 32) для отказа в приобретении легальности филиала или представительства иностранной некоммерческой организации. Предлагаемое новое основание с формулировкой «если ранее внесенные в реестр филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации в течение трех лет предшествующих дню представления уведомления были исключены из реестра в связи с нарушением законодательства Российской Федерации» с широким для толкования «в связи с нарушением законодательства Российской Федерации». На практике это может привести к злоупотреблению правоприменителем своими полномочиями и позволит на основе произвольного толкования и субъективного усмотрения самого правоприменителя отказывать во внесении в соответствующий реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.
Надзор со стороны государства должен быть ограничен случаями, когда есть достаточные основания полагать, что имели место или неизбежно могут наступить серьезные случаи нарушения закона. В отсутствие доказательств обратного, деятельность объединений должна считаться законной.
В любом случае формулировка «в связи с нарушением законодательства Российской Федерации» не дает понимания степени серьезности нарушения законодательства в данном случае и к чему эти нарушения могут привести и могут ли они быть угрозой национальным интересам и безопасности России, а также угрозой нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Упомянутая формулировка сама по себе обуславливает непредсказуемость в применении этого положения на практике и оценить «относимой и достаточной» причиной для умаления свободы ассоциаций в данном случае нельзя, учитывая предлагаемое другими двумя законопроектами применение карательных мер в виде штрафов и тем более в виде уголовной ответственности.

34.
По сути, предлагаемые нововведения в российское законодательство в сфере осуществления деятельности международных и иностранных неправительственных некоммерческих неправительственных организаций представляют собой если не завуалированный запрет на деятельность таких организаций, то устанавливают жесткие требования касательно получения разрешения на их деятельность.
35. Все вышеизложенное свидетельствует помимо прочего о наличии к иностранным некоммерческим неправительственным организациям неоправданно иного отношения нежели к иным неправительственным организациям, обладающим статусом юридического лица. Предлагаемые законопроекты, очевидно, усугубляют и без того неблагоприятное положение международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в России, если учесть уже действующее российское законодательство и то, что ключевой предпосылкой такого положения является международное или иностранное происхождение и финансирование. Требование максимальной прозрачности в вопросах, касающихся иностранного финансирования, может быть оправданным. Однако, как уже высказывалась Венецианская комиссия, эти законные цели не могут служить предлогом для контроля над неправительственными организациями или для ограничения проведения их законной деятельности. В рассматриваемом случае отсутствует какая-либо мотивировка того, в какой мере национальные интересы России в части контроля за деятельностью иностранных некоммерческих неправительственных организаций действительно требуют расширения границ и без того установленного специального правового режима для таких организаций, если учесть еще и необходимость соблюдения принципа недискриминации, отраженного в статье 26 МПГПП.

36. Предлагаемые в законопроектах изменения российского законодательства в сфере осуществления некоммерческой деятельности не обеспечивают средств защиты от произвольного и неправомочного вмешательства со стороны государства, а такие гарантии, предусмотрены соответствующими международными стандартами.

37. Предлагаемые законопроектами изменения в Закон о НКО в совокупности с предлагаемыми изменениями в КоАП и УК РФ, а также с действующим российским законодательством, в той части, где такие меры как отказ или отмена «регистрации» таких организаций, де-факто ставящие вне закона деятельность международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, оставлены на усмотрение структур исполнительной власти, а не является прерогативой для принятия решения в судебном порядке, нельзя оценить как соответствующие международным стандартам в обеспечении свободы ассоциаций. Это снижает уровень защиты, предоставляемой некоммерческим организациям, и такое положение является неоправданным и, как минимум, вызывает сомнения, что оно отвечает требованиям по обеспечению права на эффективные средства судебной защиты в соответствии с пунктом 3 статьи 2 МПГПП.
38. Венецианская комиссия ранее приходила к выводу о том, что «введение уголовной ответственности индивида за участие в незарегистрированных объединениях, является одной из форм принуждения, несовместимым с добровольным характером этого права. Так же как и физические лица, объединившиеся в юридическое лицо, имеют право на свободу ассоциации и все другие универсально и регионально гарантированные права и свободы, применимые к ним» (см. параграф 69, CDL-AD(2011)036 – Заключение о соответствии статьи 193.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь касательно прав незарегистрированных объединений международным стандартам прав человека). Один из рассматриваемых законопроектов предлагает ввести в УК РФ новую статью 330.3 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за участие в деятельности незарегистрированной иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, если ранее человек дважды в течение года привлекался к административному наказанию по статье статья 19.34.2 КоАП РФ (см. выше пункты 6-8) либо имеет судимость по статье 330.3 УК РФ или статье 284.1 УК РФ. Вышеуказанный вывод Венецианской комиссии может быть применим по аналогии к рассматриваемому законопроекту и нет оснований, чтобы сделать иной вывод в данном случае — фактически предлагаемое законодательство ставит иностранную или международную некоммерческую неправительственную организацию в статус незарегистрированной на территории России и за участие в ее деятельности в таком статусе предлагается ввести уголовную ответственность.

39. Предлагаемый совокупностью законопроектов с внесением изменений в Закон о НКО, КоАП РФ и УК РФ порядок участия физических и юридических лиц в деятельности только зарегистрированных иностранных некоммерческих организаций, с риском административного и даже уголовного преследования, безусловно, рассчитан на то, что физические и юридические лица под страхом дальнейшего наказания будут воздерживаться от участия в деятельности вышеназванных организаций. При таких обстоятельствах трудно не прийти к выводу, что предлагаемые нововведения являются потенциальным инструментом для сдерживания гражданских активистов, и что власти получат широкие полномочия вмешиваться в фундаментальное право на свободу ассоциации, а тем более на свободу мысли, убеждений и их выражения. Криминализация действий, связанных с участием в деятельности иностранной некоммерческой организации лишь на том основании, что она не прошла государственную регистрацию (в данном случае не внесена в реестр сведений о структурных подразделениях такой организации, предусмотренный законодательством РФ) не соответствует критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 22 МПГПП о необходимости в демократическом обществе в интересах государственной̆ или общественной̆ безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Такой вывод подтверждает позиция Венецианской комиссии, высказанная в Заключении о соответствии статьи 193.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь касательно прав незарегистрированных объединений международным стандартам прав человека (параграф 96 CDL-AD(2011) 036), где отмечено, что
«сам факт того, что объединение не прошло государственную регистрацию, не может быть основанием для наказания за деятельность, связанную с таким объединением. Это сделало бы деятельность незарегистрированных объединений невозможной̆ и, следовательно, ограничивало бы само право на свободу ассоциаций».
40. В свете всего вышеизложенного есть основания полагать, что инициативу внесения изменений в российское законодательство тремя упомянутыми законопроектами можно оценить как вмешательство в свободу ассоциаций, несовместимую с международными стандартами по обеспечению реализации указанной свободы как таковой. Такая инициатива не отвечает насущной общественной потребности, не является «необходимой в демократическом обществе» и является несоразмерной преследуемым целям.
Венецианская Комиссия, CDL-AD(2013)023 – Предварительное заключение о законопроекте об организациях гражданского общества в Египте, параграф 40.

Автор: Елена Першакова
Редактор: Асмик Новикова
Верстка: Виктория Железнова
Читайте также: