НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
COVID-19: заявление европейских правозащитных организаций
42 неправительственные организации Европы и России, защищающие право заключенных на охрану здоровья, призвали правительства и Всемирную организацию здравоохранения не допустить распространения COVID-19 в тюрьмах

«Общественный вердикт» участвует в работе Коалиции и поддерживает обращение. Оригинал текста на английском – European Prison Litigation Network на сайте EPLN.
Подписавшие обращение организации, работающие в области защиты права заключенных на охрану здоровья, встревожены из-за неготовности пенитенциарных служб к быстрому распространения коронавируса на континенте, а также тем фактом, что в большинстве стран в национальных планах и системах реагирования отсутствуют меры по контролю за распространением вируса в тюрьмах.

Подписавшие организации подчеркивают, что число людей, ежедневно содержащихся в местах изоляции на континенте, превышает 1,5 миллиона человек, и государства, следуя своим международным обязательствам, должны принимать необходимые меры для защиты жизни и здоровья тех, кого они содержат в изоляции.

Важно подчеркнуть серьезность последствий, которые могут возникнуть из-за неспособности властей предотвратить вспышку инфекции в тюрьмах.
Недостаточность принимаемых мер может создать риски не только для заключенных и сотрудников пенитенциарных учреждений, но и для населения в целом . Тюрьмы, как правило, усиливают степень распространения инфекционных заболеваний.

Несмотря на то, что уровень распространения вируса и его воздействия на системы здравоохранения сильно различается от страны к стране, а также учитывая различия в пенитенциарных службах и функционировании больничных систем, тем не менее, вопрос о контроле за распространением вируса в тюрьмах слишком широко игнорируется на европейском уровне в то время как тюрьмы являются местами с высоким риском заражений.

Более того, некоторые страны принимают меры по полной изоляции заключенных от остального населения, игнорируя их права и права их родственников, и рискуя тем самым снизить приверженность граждан соблюдать инструкции властей по профилактике заражений и охране здоровья.

Принимая во внимание объем проблем из-за распространения инфекции в тюрьмах, подписавшие заявление НПО призывают международные организации, прежде всего ВОЗ и Совет Европы, обратить серьезное внимание на недостатки и настоятельно призывают оказать давление на правительства с целью безотлагательной разработки и принятия мер для контроля за распространением инфекции в тюрьмах и для защиты здоровья заключенных.

Подчеркнем еще раз — национальные контексты сильно отличаются друг от друга, и сказанное в данном заявлении не следует понимать как отражение универсальной ситуации. Тем не менее, учитывая ее неотложность, важно подчеркнуть серьезность последствий, которые могут возникнуть из-за неспособности властей предотвратить вспышку коронавирусной инфекции в тюрьмах, и настоятельную необходимость незамедлительного действия международных организаций с целью ориентирования национальных политик на это направление.
WHO, Prison and Health, Женева, 2014 г.
The Lancet, HIV and related infections in prisoners. Сентябрь 10, 2016. Том 388, № 10049, С. 1025-1128, e2-e3
1. Тюрьма — это среда с высоким риском передачи инфекционных заболеваний
1.1 Условия содержания и организации пенитенциарных учреждений
Заключенные постоянно находятся в коллективе, будь то в камерах, в карантинных помещениях, во время прогулок, в мастерских, в комнатах ожидания медицинских подразделений и т. д. Все аспекты тюремной жизни включают перемещение заключенных в группах разной численности.

Помещения зачастую плохо проветриваются. Во многих европейских странах ситуация хуже, т.к. сохраняется проблема переполненности тюрем. С этой точки зрения, риски распространения инфекции в пенитенциарных системах стран бывшего СССР особенно значительны:

  • Количество заключенных там особенно велико;
  • Следственные изоляторы часто переполнены, и заключенные содержаться в общих камерах, сами исправительные учреждения сохранили лагерную систему, когда в общежитиях — «казармах» одновременно содержатся 80−150 человек;
  • Этапирование заключенных из СИЗО в исправительные учреждения занимает несколько недель или даже месяцев. Эти перевозки осуществляются в ненадлежащих гигиенических условиях и включают многократные остановки вдоль маршрута.

1.2 Больше количество заключенных с туберкулезом
Тюремное население подвержено высокому риску инфекционных заболеваний и сталкивается с серьезным фактором риска развития коронавирусной инфекции. В частности, количество больных туберкулезом в европейских тюрьмах в 30 раз выше, чем среди населения в целом. Тюремное население Европы стареет быстрыми темпами.

1.3 Неэффективная тюремная система здравоохранения
Несмотря на то, что уровень развития тюремной медицины сильно различается между странами, медицинские службы в тюрьмах никогда не создаются с расчетом на кризисную ситуацию. Еще серьезнее тот факт, что во многих странах Восточной Европы медицинские структуры часто недооборудованы, недоукомплектованы персоналом и неспособны адекватно справляться с обычным потоком заболеваний.

Более того, тюремная медицина нередко испытывает проблемы из-за неналаженных связей с общей системой здравоохранения, что приводит к значительным задержкам (в оказании специализированной помощи, проведении обследований и т. п.). Почти во всех странах часто возникают проблемы из-за сложностей в организации этапирования заключенных в больницы.
Prison population brief. См. также White Paper on Prison Overcrowding. CM (2016)121-add3
WHO Europe, Good practices in the prevention and care of tuberculosis and drug-resistant tuberculosis in correctional facilities. 2018 г.
См., например, доклад Public Health England (PHE), который показывает, что доля тюремного населения в возрасте старше 50 лет выросла на 150 в период 2002 по 2017 гг.
2. Руководство ВОЗ по мерам защиты от распространения
COVID-19 практически не применяется в тюрьмах
ВОЗ предоставила государствам руководство по мерам в области общего здравоохранения, которые могут замедлить передачу и распространение COVID-19 . В соответствии с этими рекомендациями многие государства запретили скопления людей, работу общественных заведений и ввели карантины для населения, в том числе, чтобы обеспечить необходимую социальную дистанцию между людьми.

Несмотря на то, что ситуация во всех странах складывается по-разному, следует отметить, что основные меры, рекомендованные ВОЗ, в тюрьмах по большей части не применяются.
2.1 Сокращение контактов заключенных с их родственниками — наиболее распространенный ответ тюремных администраций
Органы власти, как правило, ограничивают меры тем, что предоставляют информацию о вирусе и резко ограничивают контакты заключенных с внешним миром. Некоторые страны, например, Франция, отменили коллективные мероприятия в тюрьмах. Однако эти меры не могут способствовать необходимому уменьшению рисков заражения, т.к. оно может происходит из-за новоприбывших заключенных, сотрудников тюрем, этапирования заключенных в суды и т.д. Эти меры могут приводить к обратному результату: тюрьмы очень подвержены распространению фейков и мифов, и еще большая изоляция тюрьмы усилит их негативный эффект.

2.2 Сохранение принципа коллективного/группового содержания заключенных
Благоприятная среда для распространения вируса. В настоящее время заключенные, как правило, по-прежнему постоянно находятся во множественном и постоянно меняющемся скоплении людей, в частности, это утренние и вечерние построения, рабочие производства, помывка в общих душевых и т. д. Сотрудники колоний и тюрем ежедневно контактируют с большим количеством заключенных, проводят личный досмотр и обыски камер.

2.3 Невыполнение необходимых превентивных мер
Есть основания полагать, что власти не учитывают риски внутренней передачи инфекции в тюрьме. Заключенные не могут соблюдать инструкции по постоянной гигиене рук. Маски для людей с симптомами или медицинского персонала недоступны. Чистка помещений производится в соответствии с обычными общими требованиями.
Национальный превентивный механизм Франции 16 марта 2020 г. заявил, что сейчас отсутствуют гарантии безопасности заключенных, и в связи с этим власти нарушат свои обязательства по защите заключенных, если они незамедлительно не примут необходимые меры. НПМ призвал снизить численность тюремного населения.
Помимо ограничений на свидания, ирландская тюремная служба запланировала ряд чрезвычайных мер для снижения количества лиц, находящихся под стражей.
В Италии отсутствие информированности привели к панике и ложным мифам.
Например, водно-спиртовые гели запрещены для использования заключенными.
В Италии, согласно НКО «Другие права» (l'Altro Diritto), омбудсмен выразил серьезную обеспокоенность отсутствием масок, перчаток, санитарайзеров. В Бельгии Руководство по регулированию вопросов, связанных с подозреваемыми или фактически задержанными, призывает к сокращению использования средств защиты (масок, дезинфицирующих гелей) и рекомендует их использование только в случае необходимости.
3. Действия при выявленных случаях заражения COVID-19
Недостаточная подготовленность тюрем к контролю за распространением вируса, известные планы действий и, тем более, отсутствие какой-либо публичной информации по этому вопросу указывают на то, что тюремные медицинские службы на данном этапе не готовы к росту случаев заражения COVID-19.

Ввиду серьезных сбоев соответствующих служб в лечении распространенных заболеваний в обычное время, неподготовность мест лишения свободы приведет к импровизированной и, следовательно, потенциально хаотической работе по контролю за COVID-19.
3.1 Протокол лечения и ваимодействия с гражданской медициной
В большинстве стран не было никакой информации о протоколах лечения, регламентирующих взаимодействие между тюремной и гражданской медициной.

3.2 Мощности пенитенциарных медицинских подразделений
За исключением нескольких стран, судя по доступной информации, какого-либо усиления медицинских подразделений с точки зрения персонала и оборудования, особенно респираторного оборудования, не происходит. Нет оснований считать, что среди медицинских работников распространялось руководство в отношении COVID-19 и тяжелых острых респираторных инфекций.

3.3 Невыполнение необходимых превентивных мер
Этапирование и содержание пациентов — заключенных в больнице. Информация об увеличении численности медицинского персонала отсутствует; об организации конвоирования для этапирования заключенных с Covid-19 в гражданские больницы неизвестно. Вероятно, пока никакие специальные меры для безопасного перемещения и пребывания пациентов в стационаре, не предусмотрены.
В Молдове, в соответствии с документом от 12 марта 2020 г. ожидают поставку защитных масок, многофункциональных электронных термометров и т.д., медикаментов, биодеструктивных препаратов и т.д.
4. Меры, создающие риски для соблюдения основных прав
Некоторые страны приняли или собираются принять радикальные меры по ограничению контактов заключенных с остальным миром. В  ряде стран были приняты решения полностью приостановить семейные визиты или ввести жесткие ограничения на свидания. Некоторые государства предусмотрели компенсационные меры, такие как расширение возможностей телефонной или видеоконференцсвязи.

Ряд экспертов ООН и Совета Европы призвали государства отказаться от применения чрезмерных мер безопасности в ответ на вспышку коронавируса. «Международная тюремная реформа» напоминает о стандарте, требующем обоснованной необходимости и соразмерности мер, ограничивающих право на свидания в тюрьмах.

В то время как ограничения на контакты с внешним миром могут быть оправданными в случае пропорциональности возникшим рискам и организации компенсаторных мер, необходимо подчеркнуть, что самоизоляция тюрем еще больше повышает риск жестокого обращения, особенно в кризисных и панических ситуациях. Ограничения свиданий и мероприятий неизбежно приведут к возникновению большой напряженности. Тюремные администрации столкнутся с беспрецедентным давлением. Если оперативно не будут приняты меры по снижению напряженности, в частности, меры, регулирующие численность заключенных, то впоследствии пенитенциарные учреждения столкнутся со сложно преодолимыми ситуациями.
Кроме того, крайне важно, чтобы Национальный превентивный механизм (НПМ) сохранял свое право на доступ в тюрьмы и чтобы заключенные имели возможность связаться с ними по телефону при соблюдении соответствующих условий конфиденциальности.
Включая Бельгию, Испанию, Италию, Францию, Россию, Украину, Молдову, Болгари.
Бельгия предоставила телефонную карту с суммой в 20 евро всем заключенным.
Для компенсации последствий, связанных с запретом свиданий, итальянские власти 8 и 9 марта 2020 г. расширили доступ заключенных к видеосвязи. Тем не менее, эта мера применялась неравномерно и это способствовало возникновению проблем.
COVID-19: States should not abuse emergency measures to suppress human rights – UN experts, Женева. 16 марта 2020 г.
Международная тюремная реформа. Coronavirus: Healthcare and human rights of people in prison / briefing paper. 16 марта 2020 г.
Бунты и протесты произошли в 27 тюрьмах Италии. Всего 7 марта 2020 г. погибло 13 заключенных.
5. Незамедлительное вмешательство на международном уровне
Подписавшиеся организации призывают международные органы в полной мере учесть как основные риски, связанные с распространением COVID-19 в тюрьмах, так и инертность, проявленную государствами, и принять меры, обеспечивающие эффективность действий государств при полном соблюдении ими прав заключенных.
5.1 Меры по профилактике, раннего выявления и контроля COVID-19
Международные организации должны действовать быстро, чтобы государства разработали необходимые планы по профилактики заражений и реагирования в случае распространения инфекции в тюрьмах. ВОЗ должна играть свою ведущую роль в этой области и оказывать поддержку властям. В то же время, технической поддержки недостаточно, и ВОЗ и соответствующие органы ООН и Совета Европы должны использовать свое влияние, чтобы побудить государства в полной мере выполнять международные обязательства по защите жизни и здоровья лиц, содержащихся в заключении.

5.2 Избежать распространения СOVID-19, сократив количество заключенных
Какие бы меры ни принимались тюремными администрациями, конфигурация помещений и организация тюрем (колоний) не позволяют в полной мере предупредить распространение инфекции, в частности, обеспечить необходимую социальную дистанцию между заключенными. Если тюремное население не будет сокращено, то вирус быстро распространится в учреждениях, что приведет к серьезной перегруженности как тюремной, так и медицинской служб. Национальные власти должны принять срочные меры для значительного сокращения заключенных. В связи с этим органы Совета Европы, в частности Комитет министров, Генеральный секретарь, Европейский Комитет по предупреждению пыток и Комиссар по правам человека, которые играют важную роль в определении тюремной политики, должны безотлагательно разработать рекомендации для принятия государствами решительных действий.

Государства располагают широким спектром мер, которые могут обеспечить эффективные результаты: от руководящих принципов уголовной политики до исключительных мер — помилования и амнистии. Крайне важно, чтобы на европейском уровне безотлагательно был дан импульс государствам для организации необходимых действий.

5.3 Контроль за соблюдением прав человека
Механизмы контроля за соблюдением прав человека должны принимать исключительные организационные меры, чтобы в полной мере реализовать свое предназначение. В частности, Европейский суд по правам человека должен обеспечить оперативное рассмотрение запросов на принятие промежуточных срочных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда.

В некоторых странах, таких как Россия и Украина, это зачастую необходимо и в обычное время для обеспечения права на жизнь и запрета пыток. Вероятно, что количество обоснованных запросов срочных мер значительно возрастет. Более того, по юридическим или практическим причинам, потребность в доступе заключенных к их адвокатам или НПО остро возрастет. Суд должен принять практические инструкции по адаптации формальных требований, вытекающих из статьи 47 Регламента Суда. Другие органы Совета Европы, а также ООН должны организовать мониторинг мер, принимаемых государствами для борьбы с пандемией.
Организации, подписавшие заявление на 18 марта 2020 года:

  • European Prison Litigation Network — EPLN
  • Eurasian Network of People who use Drugs — ENPUD
  • Helsinki Foundation for Human Rights (Poland)
  • Altro Diritto (Italy)
  • Promolex (Republic of Moldova)
  • Antigone (Italy)
  • Belgian Bar (French and German speakers bars) — Avocats. be (Belgium)
  • Kharkiv Human Rights Protection Group — KHPG (Ukraine)
  • Ukrainian Human Rights Institute (Ukraine)
  • Bulgarian Helsinki Committee (Bulgaria)
  • Фонд "Общественный Вердикт" (Russia)
  • Русь Сидящая (Russia)
  • Ban Public (France)
  • Observatoire International des Prisons — Section Francaise (France)
  • Prison Archive/Strafvollzugsarchiv e.V. (Germany)
  • AIDS Foundation East West (Netherlands)
  • Правовая Основа (Russia)
  • Международная Правозащитная Группа Агора (Russia)
  • Зона Права (Россия)
  • Association for Human Rights of Andalusia (Spain)
  • Iridia — Center for the Defense of Human Rights (Spain)
  • Центр содействия международной защите (France/Russia)
  • Сибирь без Пыток (Russia)
  • Человек и Закон (Russia)
  • Уральская Правозащитная Группа (Russia)
  • Civil Activists (Russia)
  • Tatort Zukunft (Germany)
  • Kosova Rehabilitation Centre for Torture Victims — KRCT (Kosovo)
  • Avocats sans Frontieres — ASF (Belgium)
  • La Ligue des Droits de l'Homme — Section belge (Belgium)
  • Украинское единство (Украина)
  • HPLGBT (Украина)
  • "Новая Жизнь" (Россия)
  • "Всеукраинская Лига "Легалайф" (Украина)
  • Захид шанс (Украина)
  • Инициативная группа "PULS" (Молдова)
  • Гражданин Н. (Россия)
  • Форум ЛУН (Россия)
  • Только вперед, Россия
  • Ukrainian Helsinki Human Rights Union (Ukraine)
Читайте также: