ЕСПЧ не может толковать конвенцию вопреки объекту и целям, и, если придает Конвенции иное, нежели обычное его значение, то государства не обязаны исполнять такое постановление, и толкование Конвенции не должно противоречить императивным нормам общего международного права (jus cogens) (п. 2.1. Постановления КС от 14 июля 2016 года по исполнению постановления ЕСПЧ «Анчугов и Гладков против России»). Признание юрисдикции ЕСПЧ не означает, что РФ должна отказывается от своего суверенитета, и ЕСПЧ не имеет права вмешиваться во внутренние дела России.
— КС ссылается на императивные нормы международного права, но выборочно. В основном, позиция строится на принципе уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. ЕСПЧ не предоставляет конституционным судам или конституциям государств-членов особого статуса при рассмотрении дел. Если бы Суд придавал особый статус какому-либо конституционному суду или конституции, то это было бы нарушением принципа равенства государств, который как и суверенитет государств, является императивной нормой международного права (jus cogens). Более того, для Европейского суда абсолютно неважно, какой государственный орган или национальный закон (будь то Конституционный суд, или суд общей юрисдикции, федеральный закон или конституция) нарушает права человека. Если такое нарушение имело место, ЕСПЧ обязан заявить об этом.
В международном праве закреплен принцип pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), в силу которого «государства не вправе ссылаться на национальные нормы, даже конституционные, в обоснование неисполнения международного договора». Соответственно, если государство при подписании Конвенции не сделало никаких оговорок относительно нежелания исполнять какое-то ее положение, то после подписания и ратификации оно должно соблюдать ее, исполнять постановления ЕСПЧ и приводить свое внутреннее законодательство (даже Конституцию) в соответствие с Конвенцией.
Все императивные нормы международного права равносильны, и нет никакой иерархии между ними, что означает, что государство не может ссылаться на один из этих принципов для нарушения других.