давление на гражданских активистов в россии
«Общественный вердикт» проанализировал информацию о том, как за последние несколько лет ужесточились российские законы, касающиеся свободы ассоциаций, собраний и слова. Выросло число уголовных и административных дел в отношении активистов и правозащитников по таким статьям УК и КоАП, которые не касаются напрямую реализации права на свободу собраний.
Обзор готовился для Доклада «Давление, угрозы и атаки на гражданских активистов и правозащитников в постсоветском регионе на примере обзора ситуации в шести странах: Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, России и Украины за период 2019—2021 гг.» в рамках Рабочей группы по защите активистов и правозащитников Платформы «Гражданская солидарность».
I. Анализ законодательства, негативно влияющего на работу правозащитников и активистов
В последние три года российское законодательство постоянно меняется в сторону введения новых ограничений и запретов, касающихся свободы ассоциаций, собраний и слова. Кроме того, в отношении гражданских активистов и правозащитников все чаще возбуждаются дела по статьям Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях, напрямую не относящимся к реализации права на свободу собраний или свободу ассоциаций.
Законодательство об «иностранных агентах»
Закон об «иностранных агентах» был принят в 2012 году и изначально касался только некоммерческих организаций. Согласно положениям закона некоммерческая организация может быть включена в реестр «иностранных агентов», если она вовлечена в политическую деятельность и получает иностранное финансирование. Определение за почти десять лет менялось несколько раз, последние изменения были приняты 30 декабря 2020 года.

Сегодня под иностранным финансированием закон понимает довольно широкий спектр источников. В него входит, в том числе, российские граждане и юридические лица, получающие иностранное финансирование или же действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств, а также юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные источники в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Политическая деятельность охватывает практически все сферы общественной жизни и касается деятельности в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Определение также содержит обширный список форм такой деятельности, включая участие в публичных мероприятиях, публичные обращения к государственным и муниципальным органам, распространение мнений о решениях государственных и муниципальных органах, формирование общественно-политических взглядов и убеждений, проведение социологических исследований и публикация их результатов, вовлечение граждан в такую деятельность, а также поддержка такой деятельности.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ч.6 ст. 2.
НКО, включенные в реестр «иностранных агентов», обязаны предоставлять отчетность в Министерство юстиции Российской Федерации. Ежеквартально - отчетность о расходах, раз в полгода — о составе руководящих органов, и количестве проведенных собраний, а также о проведенных мероприятиях, а с 2021 года раз в полгода предоставлять сведения о работниках. НКО также обязана ежегодно проходить аудит. Более того, НКО обязаны упоминать о своем статусе в каждой своей публикации. А с 2021 года о своей принадлежности к НКО-«иностранным агентам» должны упоминать и учредители, члены, участники и руководители таких НКО в своих публикациях и в обращениях в государственные и муниципальные органы.

С 3 октября 2021 года вступили в силу новые поправки, согласно которым НКО, включенные в реестр «иностранных агентов» также должны регулярно отчитываться в Минюст о своих программах и мероприятиях: о планируемых - до начала их осуществления, об осуществляемых или уже осуществленных программах и мероприятиях, а также о тех, которые не были реализованы – ежегодно. В соответствии с утвержденными Минюстом формами отчетности НКО должны будут сообщать не только названия, цели и стратегии программ и мероприятий, но и предоставлять сведения о всех участниках, а также контрагентах, которые оказывали услуги в рамках реализации этих программ и мероприятий. Первые отчеты должны быть направлены в Минюст до 1 марта 2022 года. Кроме того, эти же поправки наделили Минюст полномочием запрещать НКО, включенным в реестр «иностранных агентов», осуществлять частично или полностью программы на территории Российской Федерации. При получении такого запрета НКО обязаны немедленно прекратить реализацию такой программы или ее части. В случае невыполнения запрета организация подлежит ликвидации через суд по иску со стороны Минюста или его территориального подразделения.

В декабре 2019 года были внесены изменения в закон о средствах массовой информации, расширяющие статус «иностранного агента» на СМИ и физических лиц-СМИ. В отличии от НКО, СМИ может быть включено в реестр только на основании иностранного финансирования. Физические лица-СМИ, оказавшись в реестре, обязаны зарегистрировать в России юридическое лицо, которое тоже становится «иностранным агентом». Обязанности для СМИ и физических лиц, включенных в реестр иностранных СМИ «иностранных агентов», аналогичны обязанностям для НКО–«иностранных агентов» — необходимость упоминания статуса в каждой публикации, периодическая отчетность.

30 декабря 2020 года были приняты поправки в законодательство об «иностранных агентах», расширяющие этот статус на незарегистрированные общественные объединения и физических лиц. Основания для включения – иностранное финансирование и вовлечение в политическую деятельность. Определение политической деятельности, критерии признания поддержки иностранной, а также обязанности в связи с признанием «иностранным агентом» аналогичны требованиям к НКО.

За несоблюдение обязанностей «иностранного агента» сначала наступает административная ответственность, при злостном уклонении от исполнения обязанностей «иностранная агента» — уголовная ответственность.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ч. 3 ст.32.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ч.3 ст. 32.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ч.1 ст. 24.
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124−1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021), ст. 6 и ст. 25.1.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях», ст. 29.1.
Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», ст. 2.1.
Закон об иностранных и международных нежелательных организациях
Институт «нежелательных организаций» введен в российское законодательство в 2015 году. Согласно закону нежелательной на территории России может быть признана деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (за исключением участия в качестве иностранных или международных наблюдателей), а также в случае, если в отношении иностранной или международной организации есть сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и/или иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой уже признана нежелательно. Помимо запретов на любую деятельность самой организации, признанной нежелательной, закон содержит ряд запретов, касающихся российских граждан. А именно,

  • запрет на распространение информационных материалов, издаваемых или распространяемых нежелательной организацией, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;
  • запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ/проектов для нежелательной организации;
  • запрет на участие в деятельности нежелательной организации за пределами территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», ст. 3.1.
Участие в деятельности нежелательной организации вне зависимости от территории деятельности либо нарушение других запретов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц-работников аппаратов избирательных комиссий — дисквалификацию сроком на один год; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В случае, если человек был подвергнут административному наказанию, но продолжил участвовать в деятельности нежелательной организации на территории России, он может оказаться под уголовным преследованием с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Кроме того, Уголовный кодекс содержит санкции за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг для обеспечения деятельности нежелательной организации на территории России с максимально возможным наказанием в виде лишения свободы до пяти лет и за организацию деятельности нежелательной организации на территории России с максимально возможным наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет.
Кодекс об административных правонарушениях, ст. 20.33.
Уголовный кодекс РФ, ст. 284.1.
Законодательство, регулирующее реализацию права на свободу собраний
С 2014 года законодательство, регулирующее реализацию права на свободу собраний, неуклонно ужесточалось. Кодекс об административных правонарушениях содержит профильную статью 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», содержащую широкий спектр санкций:

  • Нарушение организатором порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, санкции для граждан от штрафа в размере десяти тысяч до обязательных работ на срок до сорока часов;
  • Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, санкции от штрафа в размере тридцати тысяч до административного ареста на срок до пятнадцати суток;
  • Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, санкции от штрафа в размере двадцати тысяч до административного ареста на срок до десяти суток;
  • Если указанные выше действия повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также если превышена норма предельной заполняемости территории/помещения, то санкции вырастают от штрафа в размере тридцати тысяч до административного ареста на срок до пятнадцати суток;
  • Если указанные выше действия привели к причинению вреда здоровью человека или имуществу, то санкции для граждан от ста тысяч рублей штрафа до административного ареста на срок до двадцати суток;
  • Если участник публичного мероприятия нарушил порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, то он может быть привлечен к административной ответственности с санкциями от десяти тысяч штрафа до сорока часов обязательных работ; если эти действия повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, то санкции вырастают от ста пятидесяти тысяч штрафа до пятнадцати суток административного ареста;
  • Если участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании создает помехи функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или транспортных средств либо мешает доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, то санкции для граждан могут быть от десяти тысяч рублей штрафа до пятнадцати суток административного ареста;
  • Повторное совершение упомянутых выше правонарушений влечет наказание от ста пятидесяти тысяч рублей штрафа до тридцати суток административного ареста.
В феврале 2021 года в эту статью добавили несколько пунктов, касающихся финансирования публичных мероприятий и призванных еще сильнее ограничить возможности организации и проведения публичных мероприятий. Например, теперь нарушение порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное или неполное/искаженное представление отчета о расходовании денежных средств и (или) иного имущества, собранных для организации и проведения публичного мероприятия, влечет штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; а финансирование публичного мероприятия лицом, которое не вправе это делать, наказуемо штрафом от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Кроме того, в КоАП РФ есть еще одна статья, которая регулярно применяется в отношении гражданских активистов – организаторов и участников публичных мероприятий. Это ч. 1 статьи 19.3, согласно которой неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника правоохранительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет штраф в от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Преследование активистов в связи с реализацией ими права на свободу собраний не ограничивается только Кодексом об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ содержит две наиболее часто применяемые нормы. Это ст. 212.1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Если в течение полугода человек более двух раз привлекался к административной ответственности по описанной выше ст. 20.2 КоАП РФ, то ему/ей грозит уголовное преследование с максимально возможным наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Вторая статья УК РФ – это ст. 212, хоть и касается массовых беспорядков, но все чаще применяется в отношении участников мирных акций протеста, а также в отношении пользователей различных соцсетей. По этой статье предусмотрено уголовное преследование за организацию массовых беспорядков (до пятнадцати лет лишения свободы), участие в массовых беспорядках (до восьми лет лишения свободы), призывы к массовым беспорядкам (до двух лет лишения свободы), а также за склонение, вербовку или иное вовлечение в организацию массовых беспорядков (до десяти лет лишения свободы).
Другие законодательные нормы, по которым преследуют гражданских активистов и правозащитников
Как отмечалось выше, российская правоприменительная практика не ограничивается применением только тех норм законодательства, которые были приняты специально в целях ограничения возможностей реализации права на свободу собраний и ассоциаций. Для целей данного доклада приведем примеры норм, наиболее часто применявшихся к гражданских активистам в охватываемый период:

  • Ст. 318 УК РФ Применение насилия в отношении представителя власти, наказание – до пяти лет лишения свободы в случае применения насилия не опасного для жизни и здоровья и до десяти лет лишения свободы, если речь о насилии, опасном для жизни и здоровья;
  • Нарушение санитарных норм. Здесь применяется целый ряд статей как КоАП, так и УК РФ. Практически сразу после введения ограничительных мер в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 в апреле 2020 года была принята ст. 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», наказание — штраф от тысячи до тридцати тысяч рублей. Тогда же были приняты части 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Они касаются ситуаций нарушения санитарных правил при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, или в период карантина, и предусматривает для граждан штраф до сорока тысяч рублей. Если эти действия повлекут вред здоровью или смерть человека, то штраф может вырасти до трехсот тысяч рублей. Кроме того, были внесены изменения в ст. 236 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. В частности, теперь под уголовно наказуемые действия попадает не только нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, но и ситуации, когда такими действиями создается угроза наступления таких последствий. Наказания за совершение преступлений по данной статье существенно ужесточились, максимально возможное наказание связано с лишением свободы на срок до двух лет. Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности смерть человека, то наказание до пяти лет лишения свободы, а если смерть двух и более лиц, то до семи лет лишения свободы;
  • Ст. 267 УК РФ «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения». В конце 2020 года были приняты изменения, расширяющие уголовную ответственность за перекрытие дорог и блокировку движения, а также на случаи, когда действия граждан не имели последствий и просто «создали угрозу» жизни, здоровью или имуществу других граждан с наказанием от штрафа в размере ста тысяч рублей до года лишения свободы.
II. Мониторинг давления
Последние три года можно однозначно охарактеризовать как период нарастающего давления на правозащитников и гражданских активистов, происходящего по широкому спектру оснований.
Преследование с применением законодательства об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях»
В течение 2019−2020 годов применение законодательства об «иностранных агентах» в отношении НКО в основном шло по пути финансового давления. Так, например, на Международный «Мемориал» и Правозащитный центр «Мемориал», а также их руководителей Роскомнадзор завел 28 административных производств за отсутствие маркировки «иностранный агент» (ч. 2 ст. 19. 34 КоАП) в некоторых опубликованных материалах, в результате судебных разбирательств на организации и их лидеров судами было назначено штрафов на общую сумму более пяти миллионов рублей. За то же правонарушение на Фонд «Общественный вердикт» и его директора было возбуждено 4 административных производства, по трех из них суды признали нарушение и назначили штрафы в общей сложности в размере 750 тысяч рублей. Неоднократным штрафам подвергалось и Общероссийское движение «За права человека» и его руководитель. В результате 1 ноября 2019 Верховный суд РФ принял решение о ликвидации Движения за неоднократные нарушения российского законодательства на основании поданного в суд иска Министерства юстиции.

В первой половине ноября 2021 года стало известно, что российские власти инициировали процесс ликвидации двух важных организаций гражданского общества — «Международного Мемориала» и правозащитного центра «Мемориал». Генеральная прокуратура России подала иск о ликвидации «Международного Мемориала», а московская прокуратура — аналогичный иск в отношении ПЦ «Мемориал». Причиной этого власти назвали «систематические нарушения законодательства об «иностранных агентах», в отношении ПЦ «Мемориал» также выдвинуты обвинения в «оправдании экстремизма и терроризма».

28 декабря 2021 года Верховный Суд России ликвидировал Международный Мемориал, и на следующий день, 29 декабря 2021 года, Мосгорсуд ликвидировал Правозащитный центр «Мемориал». Фонд считает эти судебные решения неправомерными и дескредитирующими судебную и правоохранительную системы. Кроме того, был заблокирован сайт ОВД-инфо и вынесено требование «Гражданскому содействию» освободить помещение. Заявление фонда можно прочитать здесь.

Известно как минимум об одном уголовном преследовании руководителя организации в связи с «иноагентской отчетностью» перед Минюстом. В июне 2019 года в Калининграде возбудили сразу пять уголовных дел на председателя движения «Экозащита» Александру Королеву. Дела открывали каждые 10 минут. Уголовные дела были открыты за неисполнение судебных решений о выплате штрафов (ст. 315 УК РФ). Александра Королева была вынуждена уехать из страны и просить убежища в Германии из-за преследования по закону «об иноагентах».
Смотреть здесь и здесь.
Из практики Фонда
В декабре 2020 года после внеплановой проверки Минюст внес в реестр НКО-«иноагетнов» Санкт-Петербургский фонд «Гуманитарное действие», который оказывает помощь наркозависимым и людям, живущим с ВИЧ и другими заболеваниями. «Гуманитарное действие» защищает фонд «Общественный вердикт». По мнению Минюста, доказательством того, что фонд занимается политической деятельностью, стал акт осмотра сайта «Гуманитарного действия» и сайтов СМИ, где публиковались интервью с членами фонда. Причем в суде представитель Минюста заявил, что к такому выводу они пришли «на основании личного мнения» специалиста их ведомства.

При этом Минюст совершенно не учел то, то «Гуманитарное действие» — благотворительная организация, у которой есть целый ряд лицензий на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, эти лицензии были получены в установленном законом порядке у госорганов.

Это значит, что по закону на НКО нельзя распространять действие нормы, связанной с включением в реестр «иностранных агентов.
С конца 2020 года стал активно пополняться реестр иностранных СМИ-«иностранных агентов». На основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минюст РФ включает в этот реестр как СМИ, так и физических лиц. С середины июля 2021 года включение в этот реестр происходит практически в еженедельном режиме. По состоянию 30 декабря 2021 года в реестре 103 СМИ и физических лиц. С января 2021 года Роскомнадзор начал составлять протоколы об административных правонарушениях за отсутствие «иноагентской маркировки» в материалах СМИ. К середине 2021 года в отношении проектов медиа корпорации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" судами первой инстанции было рассмотрено 504 дела и наложено штрафов на общую сумму 169 млн рублей. В октябре 2021 года первый административный протокол о немаркировке своих материалов был составлен на Льва Пономарева, включенного в декабре 2020 года в реестр иностранных СМИ-иностранных агентов. В протоколе перечислены «ссылки на 24 записи в фейсбуке, 13 ссылок на твиты и две ссылки на посты в инстаграме».

После внесения изменений в законодательство, позволяющих включать в реестр «иностранных агентов» и незарегистрированные общественные объединения, в список уже попали Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос», Медиапроект «ОВД-Инфо» и Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-сеть».

Применение в Российской Федерации закона о «нежелательных организациях» затрагивает два основных аспекта существования и развития гражданского общества. Во-первых, активное включение в список «нежелательных» иностранных и международных организаций, многие из которых, с одной стороны, являлись многолетними донорами российского гражданского общества, с другой стороны, многолетними партнерами гражданских организаций, ведет к усилению изоляции российских гражданских организаций и активистов, сокращению возможностей поддержки их деятельности. Во-вторых, создает серьезные риски преследования как административного, так и уголовного внутри страны за продолжение сотрудничества с «нежелательными организациями» и даже за распространение их информации. В 2019-2021 годах суды в 15 российских регионах выписали десятки штрафов гражданским активистам и организациям за участие в деятельности «нежелательных организациях». В подавляющем большинстве случаев оштрафованными оказались активисты российского движения «Открытая Россия». Суды не останавливало то, что нет формальной связи между российским движением и внесенными в список «нежелательных» зарегистрированными в США и Великобритании одноименными организациями. В 2019-2021 годах было возбуждено 8 уголовных дел в отношении активистов российского движения «Открытая Россия» за осуществление деятельности «нежелательной организации». По трем делам суды уже вынесли обвинительные приговоры, наказания от 240 часов обязательных работ до трех лет условно.
По данным мониторинга ОВД-Инфо.
Агрегированный материал ОВД-инфо по сюжету «20.33 КоАП — Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности".
Массовые задержания, незаконное насилие, финансовое давление, привлечение к административной и уголовной ответственности гражданских активистов за реализацию права на свободу собраний
Период с 2019 по 2021 года можно смело назвать периодом тотального подавления протестной активности. Летом 2019 года прошли массовые акции в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму, которым отказали в регистрации и участии в выборах. В Докладе ОВД-Инфо «Московский эксперимент: Преследования участников акций в поддержку кандидатов в Мосгордуму» говорится, что «число задержаний на акции 27 июля — как минимум 1373 — рекордное за всю историю наблюдений ОВД-Инфо (с декабря 2011 года). Предыдущий рекорд был зафиксирован 26 марта 2017 года в Москве —1043 человека. Общее число задержаний на череде московских акций с14 июля по 31 августа — около 2700 — можно сравнить только с общим годовым числом задержаний в Москве в самые протестные годы (2012 год — 3773 задержаний на 187 акциях; 2017 год — 3462 задержания на 199 акциях).

Количество дел, возбужденных по разным статьям уголовного кодекса в контексте московских протестов („Московское дело“), говорит само за себя— органы возбудили дела уже по 10 статьям, от вполне классических в таких случаях 318 („применение насилия в отношении представителя власти“) и 212 („массовые беспорядки“) до новаторских — 141 („воспрепятствование деятельности избирательной комиссии“) и 156 („неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего“). Количество людей, которых допрашивают и потенциально могут обвинить по той или иной статье, исчисляется сотнями человек». Уголовные дела расследовались в кратчайшие сроки, первые приговоры были вынесены уже в начале сентября 2019 года. В частности, 4 сентября Кирилла Жукова приговорили к трем годам, а Евгения Коваленко — с трем с половиной годам колонии общего режима за применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ), 5 сентября Константина Котова приговорили к четырем годам лишения свободы за неоднократное нарушение порядка проведения акций.

Всего к «московскому делу» относятся уголовные дела в отношении 32 человек, из которых в отношении восьми человек дела прекращены, два человека объявлены в международный розыск, 22 человека осуждены.
Из практики Фонда
Осужден за «неопасное применение насилия к представителю власти» был и Егор Лесных, подзащитный фонда «Общественный вердикт». В июле 2019 года, когда в Москве проходила мирная акция протеста в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму, он заступился за участников акции, которых жестоко избивали правоохранители. Пострадавшие лежали на земле и кричали, взывая о помощи, а росгвардейцы избивали их дубинками. Лесных попытался полицейских остановить, оттащив одного из силовиков. В результате, его обвинили в применении насилия к представителю власти и возбудили против него уголовное дело. Шестого декабря 2019 года Мещанский суд Москвы признал Егора Лесных виновным и приговорил к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Впоследствии кассационный суд изменил наказание на колонию-поселение.

В январе 2021 года Ленинский районный суд Волгограда удовлетворил ходатайство «Общественного вердикта» об условно-досрочном освобождении Егора Лесных. Однако прокуратура обжаловала это, и Волгоградский областной удовлетворил жалобу, посчитав, что УДО фигуранта «Московского дела» является преждевременным.
Из практики Фонда
Одними из самых шокирующих своей жестокостью стали кадры избиения полицейскими во время акции 3 августа 2019 года Максима Гришенкова и Георгия Оганезова. Видео. Гришенкова защищает фонд «Общественный вердикт».

34-летний Гришенков не участвовал в акции. Проходя мимо, он увидел, как правоохранители избивают лежащего на земле человека (им оказался Оганезов), и загородил его собой. В результате Максима тоже избили, а после задержали люди в форме без опознавательных знаков и в масках. Полицейские составили на Гришенкова протокол за участие в несанкционированном митинге, а судья Таганского суда Москвы Юлия Смолина, отклонив все ходатайства правозащитников, признала Гришенкова виновным и наказала 30 часами обязательных работ. Максим обратился в Следственный комитет, но тот расследовать его избиение не стал и переправил заявление в полицию. Обжаловать задержание и применение насилия в российском суде не удалось. В декабре 2020 года в интересах Гришенкова «Общественный вердикт» подал в ЕСПЧ жалобу. В марте 2021 года она была зарегистрирована.
Помимо указанных выше массовых задержаний и уголовных дел, задержания проходили с применением необоснованной и чрезмерной силы. По информации, поступившей на горячую линию ОВД-Инфо, при задержаниях 10 августа пострадали не менее 6 задержанных, 3 августа — не менее 26 (как минимум, трое несовершеннолетних), 27 июля — не менее 36 человек (как минимум, трое несовершеннолетних).
Из практики Фонда
В Пермском крае «Общественному вердикту» удалось добиться прекращения дел в отношении местных активистов и журналистов, вышедших на одиночные пикеты. 16 июня 2020 года на одиночные пикеты к зданию суда, где шло рассмотрение так называемого дела «о чучеле Путина», вышел координатор пермского штаба Навального Сергей Ухов и гражданский активист Кирилл Имашев. Активистов почти сразу задержали полицейские и доставили в отделение, где на них составили протоколы за нарушение режима самоизоляции. При этом в Пермском крае с 8 мая 2020 года были разрешены одиночные прогулки в общественных местах, а Ухов и Имашев были в медицинских масках и перчатках. В результате суд оба дела прекратил за отсутствием состава правонарушения.

Пытались привлечь к ответственности пермские полицейские и журналиста Михаила Даниловича, который 8 июля 2020 года вышел на пикет к зданию местного ФСБ с плакатом «Журналистика не преступление». Так он хотел выразить поддержку своему коллеге Ивану Сафронову. Полицейские почти сразу же задержали Даниловича, отвезли в отдел и составили протокол по статье за незаконное проведение публичных мероприятий. Однако через несколько дней производство по делу закрыли, но тут же составили другой протокол — за «нарушение режима самоизоляции». Однако Ленинский суд прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прекратил похожее дело за «нарушение режима самоизоляции» Новоуральский городской суд Свердловской области против 72-летнего горожанина, который вышел на пикет 23 января в поддержку Алексея Навального и был задержан. На пикет пенсионер вышел в медицинской маске, стоял в одиночестве, в руках держал плакат «Свободу Навальному! Нет ГУЛАГу! Путина в Гаагу!». Как следует из рапорта, в дежурную часть позвонил неизвестный и сообщил, что «дед с плакатом в пользу Навального на центральной площади города». В протоколе сотрудники полиции указали, что пикетчик, «являясь лицом социальной группы граждан в возрасте 65 лет и старше, а именно 72 года, не обеспечил необходимую самоизоляцию на дому, не связанную с необходимой потребностью нахождения» на городской площади.
Начавшая в 2020 году активно использоваться практика задержаний участников протестных акций до 48 часов, до рассмотрения административного дела судом, стала повсеместной во время протестов зимы-весны 2021 года. Эти акции стали самыми масштабными по количеству задержанных, количеству тех, кого удерживали в несвободе до рассмотрения их дел судами в ужасных условиях, недопуска защитников к задержанных, по применению незаконного, необоснованного и непропорционального насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. По данным мониторинга ОВД-Инфо на акциях в поддержку Навального 23, 31 января и 2 февраля было задержано по меньшей мере 11 тысяч человек. Людей часами держали в автозаках, некоторых — всю ночь, поскольку в отделениях полиции не хватало мест. В отделы полиции к задержанным не допускали адвокатов, план «Крепость»(это особое положение вводится при угрозе вооруженного нападения на отдел полиции, отдел полиции по сути становится крепостью, никто не может выйти и никто не может войти) был введен в большинстве московских отделов полиции. Оставшиеся без защиты задержанные столкнулись с полицейским беспределом. У них отбирали телефоны, заставляли пройти дактилоскопию, били и даже пытали.

По данным на 4 февраля 2021 года суды как минимум 745 задержанным назначили административные аресты, как минимум 511 были оштрафованы на общую сумму 6,199,420 рублей. Московские изоляторы временного содержания были не в состоянии вместить столько административно арестованных, людей начали доставлять в Центр временного содержания иностранных граждан Сахарово в Новой Москве. На подъезде к Сахарово выстроилась многочасовая очередь из автозаков, условия содержания в Сахарово административно арестованные оценивали как «скотские», в камерах на 8 человек размещали 28, люди жаловались на нехватку воды и проблемы с получением присланных с воли передач. Кроме того, содержащимся в Сахарово не обеспечивали возможность подать жалобы на условия содержания. Потребовалось определенное время, постоянные поездки в Сахарово членов московской Общественной наблюдательной комиссии, сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, адвокатов, чтобы хоть немного нормализовать ситуацию, обеспечить передачу посылок и других предметов первой необходимости, возможность подачи жалоб.

Важно отметить, что акции начала 2021 года существенно «помолодели», в них принимало участие большое число молодежи и даже несовершеннолетних. Существенно увеличилась доля несовершеннолетних среди задержанных. Кроме того, акции сопровождались превентивными задержаниями, давлением, увольнениями и отчислениями. В докладе ОВД-Инфо отмечается: «Зафиксированы многочисленные случаи превентивного давления на потенциальных участников акций, а также внесудебного давления после акций — визитов полиции, предостережений. Перед акциями 23иособенно 31января по всей стране задерживали предполагаемых организаторов, известных активистов, координаторов региональных штабов Навального. Полиция приходила по месту постоянной регистрации к людям, которых задерживали в прошлые годы, чтобы составить протоколы об участии в предыдущих акциях или вручить предостережения — в том числе к тем, кого не было в городе в указанное время, и даже к умершим. Массовый характер носило давление на студентов: во многих вузах им запрещали выходить на несогласованные митинги, угрожая отчислением. Известны случаи отчислений студентов и увольнений преподавателей, участвовавших в протестных акциях».

Акции января-апреля 2021 года сопровождались особой жестокостью правоохранителей при задержаниях. «Во многих городах во время протестов полиция задерживала мирных и невооруженных граждан с применением неоправданной и излишней жестокости. Также наблюдались случаи прицельных избиений, как во время митингов, так и во время задержания. Людей били по головам полицейскими дубинками, бросали на пол автозаков, били ногами и заставляли лежать или сидеть на снегу. Сообщалось о применении электрошокеров». По данным правозащитной инициативы «Арестанты дела 212», от жестких действий полиции пострадали более 100 гражданских активистов и более 100 представителей независимых СМИ. Правозащитники зафиксировали не менее 140 случаев применения насилия.
Материалы доклада ОВД-инфо «План "Крепость"».
Мониторинг ОВД-инфо, период 23 января — 3 февраля.
Материалы доклада ОВД-инфо «Пресечение мирных протестов января-февраля 2021 года в России».
Материалы доклада ОВД-инфо «Нерешенные в 2020 году проблемы со свободой собраний в России».
Материалы доклада ОВД-инфо «Нерешенные в 2020 году проблемы со свободой собраний в России».
Из практики Фонда
Программиста Динислама Салихова, задержанного в Москве 2 февраля 2021 года, избили в подвале московского отдела полиции ОВД «Орехово-Борисово Северное» за то, что он просил вывести его в туалет. Избивал его сотрудник полиции резиновой дубинкой, бил по ягодицам. Следы побоев на теле Салихова позже зафиксировали на фото и видео сокамерники Салихова. После освобождения, отсидев 10 суток ареста, Салихов обратился в фонд «Общественный вердикт» и в Следственный комитет. Однако следователи просто проигнорировали сообщение о преступлении. В сентябре 2021 года была подана жалоба в ЕСПЧ.
Несмотря на то, что все акции января-апреля 2021 года носили мирный характер, правоохранительными органами было возбуждено не менее 90 уголовных дел по широкому кругу статей УК РФ —применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (ст. 213 УК РФ), оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (ч. 1 и 2 ст. 167 УК РФ), призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), призывы к массовым беспорядкам (ч. 3, ст. 212 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ), неоднократное нарушение правил участия или организации акции (ст. 212.1 УК РФ), вовлечение несовершеннолетних с помощью публичного выступления в противоправную деятельность, которая представляет опасность для их жизни (ч. 2 ст. 151.2 УК), нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу массового заболевания людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, в том числе перекрытие дорог и тротуаров (ч. 1 ст. 267 УК РФ), действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ), уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (ч. 1, ст. 328 УК РФ), заведомо ложное сообщение о теракте, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекшее причинение крупного ущерба (ч. 2 ст. 207 УК РФ), призывы к и оправдание или пропаганда терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ), создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 1 ст. 239 УК РФ). На момент написания доклада известно, что в отношении 69 человек вынесены приговоры, наказания в зависимости от вменяемых статей от нескольких десятков тысяч штрафа до 5 лет лишения свободы, в отношении нескольких человек дела прекращены.

В 2021 году МВД активно использовало и такой механизм финансового давления на сторонников Навального как многомиллионные иски с требованием компенсировать им «дополнительные расходы» в связи с работой полиции на акциях в январе-феврале 2021 года. Иски предъявлялись в разных регионах (в частности, в Кемеровской, Кировской, Новосибирской, Омской, Пензенской и Челябинской областях, в Республике Башкортостан, Ярославской) к тем, кого региональные управления МВД посчитали организаторами акций. Суды как правило взыскивали с активистов сотни тысяч рублей в пользу региональных управлений МВД. Последним по времени стало решение о взыскании с пятерых жителей Кемерово 693 тысяч рублей в пользу Управления МВД области за работу полиции на акциях 23 и 31 января 2021 года и за расходы на бензин. Все это происходит несмотря на то, что обеспечение порядка во время публичных мероприятий является прямой обязанностью полиции в соответствии с Федеральным законом «О полиции».
Из практики Фонда
По зимним акциям 2021 года можно отметить, наверное, и такой момент:

Участников зимних акций протеста в поддержку Навального полицейские задерживали не только в дни проведения акций, но и после, выявив их «в ходе поисково-аналитических мероприятий». Для этого правоохранители использовали уличные камеры видеонаблюдения. Однако качество снимков было настолько плохое, что лиц людей разобрать на них невозможно. Но это не помешало полицейским составлять протоколы.

Четвертого февраля 2021 года такой протокол за якобы участие в акции 23 января был составлен на москвичку Марию Баринову. Ей вменили ей участие в несанкционированном шествии, повлекшем создание помех движению пешеходов и транспорта (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ). Баринову защищал фонд «Общественный вердикт». Цитируем рапорт: «…в ходе поисково-аналитический мероприятий выявлен участник несогласованной акции протеста 23.01.2021 года в г. Москве. Согласно справки БСТМ [Бюро специальных технических мероприятий], правовая оценка действий на протестной акции января 2021 года в действиях лица усматриваются признаки правонарушения по ст. 20.2 КоАП РФ». При этом то, как Баринова мешала движению транспорта, ни в протоколе, ни в рапорте не объяснено. Как и непонятно из полицейских бумаг место и время совершения Бариновой правонарушения. Вызванные в суд полицейские ничего внятного пояснить не смогли. В итоге Люблинский суд Москвы прекратил административное дело в отношении москвички.
Преследование активистов штаба Навального
17 января 2021 года оппозиционный политик Алексей Навальный, возвращавшийся из Берлина в Москву после курса лечения и реабилитации, был задержан в аэропорту Шереметьево. На следующий день Химкинский городской суд по уголовному делу «Ив Роше» отправил политика в СИЗО на 30 суток до рассмотрения ходатайства ФСИН о замене условного срока на реальный. 19 января на ютуб-канале Алексея Навального появилось расследование Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) о дворце президента Владимира Путина, расположенном в Краснодарском крае. Фильм вызвал огромный общественный резонанс, в январе – апреле 2021 года по всей стране прошли массовые акции в поддержку Навального. 16 апреля 2021 года Прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд иск с требованием признать экстремистскими организациями Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Алексея Навального. 27 апреля Мосгорсуд удовлетворил ходатайство прокуратуры об ограничении деятельности ФБК и Фонда защиты прав граждан. 29 апреля начался роспуск региональных штабов Навального. 30 апреля Росфинмониторинг внес сеть штабов Навального в «реестр экстремистов и террористов». А 9 июня 2021 года Мосгорсуд признал Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан и штабы Алексея Навального экстремистскими организациями. В конце сентября 2021 года Следственный комитет сообщил, что против Навального и его соратников, а также других активистов возбуждено дело об экстремистском сообществе (части 1 и 2 ст. 282.1 УК), позднее к этому делу присоединили еще несколько дел, возбужденных ранее в отношении политика и нескольких ключевых фигур в его структурах. В рамках этого дела у активистов штабов Навального постоянно проходят обыски, из-за прессинга многие координаторы региональных штабов уехали из России. Последним по времени резонансным задержанием стало задержание и взятие под стражу экс-координатора уфимского штаба Лилии Чанышевой. Суд не учел информацию о том, что активистка по-видимому находится на ранних сроках беременности. Она проходит подозреваемой по делу об организации деятельности экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК).
Мониторинг ОВД-инфо от 10 ноября 2021.
Физическое насилие
В последние три года не прекращались акты физического насилия в отношении правозащитников и гражданских активистов. Как правило, атаки совершаются неизвестными людьми или представителями провластных вигилантских структур, например, SERB (Русское освободительное движение ). Так, в марте 2019 года неизвестными был избит санкт-петербургский координатор «Руси Сидящей» Динар Идрисов, сам Идрисов считает, что на него напали сотрудники правоохранительных органов в гражданской одежде. Ночью с 17 на 18 февраля 2021 года неизвестные пытались поджечь дом на даче иркутского правозащитника Павла Глущенко (его жена, Марина Рузаева, в январе 2016 года подверглась многочасовым пыткам, полицейские хотели получить признательные показания в совершении убийства, после более пяти лет расследования суд признал трех сотрудников полиции виновными в применении пыток), до этого Павел и его семья получали угрозы расправы, их машину разбили. В результате семья была вынуждена уехать из региона. Летом 2021 года активисты движения SERB спустили шины автомобиля адвоката Дмитрия Захватова, регулярно сотрудничающего с ОВД-Инфо. 1 июля 2021 года в Тамбовской области напали на местного активиста Романа Герасимова, который готовил обращение к Владимиру Путину из-за строительства мусорного полигона. Его избили и ранили ножом. 14 августа неизвестные написали «Убирайся тварь» на двери квартиры тверского экс-координатора «Открытой России» Артема Важенкова, накануне он получал смс сообщения с угрозами найти его и «поиграть в белорусский ОМОН». 14 октября 2021 года дагестанский активист Салим Халитов заявил о нападении на него сотрудников Центра по противодействию экстремизму. По его словам, сотрудники Центра «Э» в штатском хотели спровоцировать драку, ударив его и попытавшись «куда-то утащить». Несмотря на то что нападавшие были не в форме, Халитов узнал их лица. В ответ на действия силовиков активист стал звать на помощь. После его криков полицейские «не стали предпринимать активных действий».

Второго октября 2020 года российское и международное общество были шокированы актом самосожжения журналистки Ирины Славиной у здания управления МВД в Нижнем Новгороде. Ранее она неоднократно сталкивалась с давлением местных силовиков, а накануне у нее прошел жесткий обыск по делу о деятельности «нежелательной организации» «Открытая Россия» в Нижнем Новгороде. Прямо перед самосожжением Ирина написала в своем фейсбуке: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».
Мониторинг ОВД-инфо от 15 июля 2021.
Мониторинг ОВД-инфо от 1 июля 2021.
Мониторинг ОВД-инфо от 14 августа 2021.
Мониторинг ОВД-инфо от 14 октября 2021.
Мониторинг ОВД-инфо от 2 октября 2021.
III. Расследование, реакция власти
Неизвестно ни одного случая, когда бы суд в России признал необоснованность включения НКО в реестр «иностранных агентов». Только в редких случаях удавалось либо сократить сумму назначаемых НКО и их руководителям штрафов, либо отменить штрафы в связи процессуальными нарушениями в рамках административного дела.
Только в одном случае удалось остановить ликвидацию организации через суд, правозащитной организации «Человек и Закон» из Республики Марий Эл. Неизвестно ни одного случая, когда бы включенные в реестр иностранных СМИ – «иностранных агентов», добились бы через суд признания включения необоснованным. Дела об угрозах физической расправы и физических атаках не расследуются, что служит сигналом «зеленого света» на продолжение таких действий.

Неизвестно ни одного случая возбуждения уголовного дела по применению незаконного насилия сотрудниками правоохранительных органов на публичных акциях в 2019-2021 годах. Более того, заявления о преступлении, направляемые как пострадавшими, так и правозащитными организациями, их представляющими, регистрируются как обращения граждан и по ним не проводится предварительная проверка с целью установить признаки совершения преступления. Официальная позиция власти – действия сотрудников правоохранительных органов соответствуют закону. Например, доклад ОВД-Инфо, анализирующий последствия акций в поддержку независимых кандидатов Мосгордуму, говорит, что на фото и видео с летних акций протеста зафиксировано много случаев насилия безымянных силовиков по отношению к участникам мероприятий. При этом к ответственности за насилие привлекают, наоборот, протестующих.

Только на горячую линию ОВД-Инфо с жалобами на применение силовиками насилия после акций 27 июля, 3 и10 августа обратились не менее 67 человек. Почти 30 пострадавших подали заявления в Следственный комитет. Среди них, например, самый первый задержанный 27 июля — дизайнер Константин Коновалов, который вообще не собирался принимать участия в акции, а лишь вышел на пробежку за два часа до начала мероприятия. При задержании полицейские сломали ему ногу. В тот день серьезно пострадала муниципальный депутат Александра Парушина — ее сильно ударили дубинкой по голове, депутату пришлось обращаться за помощью в Институт имени Склифосовского. В обоих случаях (как и в большинстве других) СК отказался даже проводить проверку. По данным правозащитной организации «Зона права», которая представляет интересы 18 человек, пострадавших от действий силовиков вовремя летних акций, следствие отказалось рассматривать больше половины жалоб.

Отказы в СК мотивируют тем, что заявители принимали участие в несогласованной акции, поэтому действия силовиков правомерны. При этом следствие не обращает внимания на наличие у пострадавших серьезных травм— примерно у трети заявителей «Зоны права» врачи зафиксировали сотрясение мозга. Молчанием Следственный комитет отвечает и на аналогичные заявления участников акций, интересы которых представляет Фонд «Общественный вердикт». Комитет против пыток 18 декабря сообщил, что Следственный комитет окончательно отказался расследовать жалобы участников летних протестных акций на насилие со стороны полицейских и росгвардейцев».
Из практики Фонда
Власти упорно сопротивляются правосудию. Фонд «Общественный вердикт» добился первого постановления в отношении России в Европейском суде, когда ЕСПЧ признал, что применение силы во время Болотной площади было нарушением 3 статьи Конвенции, по сути, пыткой. Это дело Тураны Варжабетьян, московской пенсионерки, которая получила дубинкой по голове во время разгона акции. ЕСПЧ присудил компенсацию 16 900 евро, Россия также должна выплатить 4 500 евро судебных издержек.
Автор: Наталья Таубина,
Систематизация материалов дел «Общественного вердикта»
и подготовка справок: Елена Истомина,
Редактор: Асмик Новикова,
Фонд «Общественный вердикт»
Верстка: Ксения Гагай
Читайте также: