НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Методология исследования
Опросный инструмент
Анкета состоит из трех блоков. Первый — это семь базовых вопросов-виньеток, представляющих типовые ситуации проявления насилия и пыток со стороны должностных лиц.
От респондента требуется оценить либо допустимость применения насилия, либо вынести суждение о долженствовании. Вопросы были разработаны в Фонде «Общественный вердикт» на основании реальных дел и задокументированной практики. На двух пилотажах были получены адекватные результаты восприятия вопросов, поэтому, практически, не были внесены корректировки в первоначальные формулировки.

Второй блок состоит из трех вопросов и отражает реальный опыт переживания насилия и пыток респондентов: личный, как свидетеля или очевидца насилия и слушателя, воспринимающего рассказы насилия со стороны близких людей.

Третий блок представляет социально-демографические признаки респондентов и их поведение в интернете. Опрос проводился он-лайн и по телефону. Для обоих компонентов полевой части исследования использовалась одна и та же анкета.
Анкета для телефонного и онлайн опросов
Спроектированная и реализованная выборки
Исследование проводилось на многоосновной комбинированной выборке, включающей общероссийский телефонный опрос и кластер потокового онлайн анкетирования в интернет среде. Другими словами, исследование опиралось на совокупность разноплановых выборок, построенных по разным основаниям.
В телефонном опросе выдержана классическая схема последовательного формирования выборки: от конструирования основы до отбора из единиц изучаемой совокупности, приближенного к случайному. В кластере неслучайных онлайн выборок, хотя, теоретически, основы (sample frames) присутствуют, они нам не известны. Мы не знаем в точности аудитории СМИ, из которых переходили люди на адрес анкеты, ни совокупность пользователей Facebook*, которая отбиралась для демонстрации контекстной рекламы. Строго говоря, отсутствие случайного отбора не позволяет нам делать выводы об изучаемой совокупности (за пределами опрошенных) на основании онлайн опроса. Поэтому обычно производится комбинирование — и совокупность опрошенных в онлайн выборках выравнивается по значимым признакам выборки, полученной в телефонном опросе.

Мы сделаем это в следующий раз. Пока приведем краткие описание всех типов выборок и остановимся на результатах онлайн исследования, ценность которого заключается в оценке отношения к пыткам и насилию со стороны социально активной аудитории, включенной в политические обсуждения, заинтересованной в гражданском участии. Телефонный опрос нам послужит, во-первых, ориентиром для понимания смещения интернет аудитории по социально-демографическим признакам от населения страны, во-вторых, благодаря аудиозаписям всех интервью, позволит выделить аргументацию и суждения, возникающие при выборе того или иного варианта ответа.
Общероссийский телефонный опрос
Проводился по мобильным телефонам. Номера телефонов генерировались случайным образом по DEF кодам мобильных операторов. Объем выборки в каждом федеральном округе был пропорционален численности населения по данным Росстата.
В каждом федеральном округе на всей совокупности представленных номеров мобильных телефонов, взятых из официальных данных предоставляемой номерной емкости всем операторам, действующим на территории Российской Федерации, проводился систематический отбор номеров в выборку с равным шагом в пределах федерального округа и случайной стартовой точкой.

Опрашивался человек, взявший трубку. Перевзвешивание массива на особенности использование мобильной связью не проводилось. Риски репрезентативности могут быть связаны с тем, что часть населения может пользоваться несколькими мобильными номерами, что повышает их вероятность попадания в выборку, часть — может использовать один номер на несколько человек, что приводит к смещениям в отборе респондента внутри группы пользователей. Однако методические экспериментальные планы, проводимые Методической лабораторией, показали, что расчетная величина таких смещений незначительна и ей можно пренебречь (см. подробнее: Османов, Т.Э., Рогозин, Д.М. Методическое представление общероссийского опроса по мобильным телефонам, или процедуры оценки качества выборочного исследования на примере трудоспособного населения России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2. С. 40-54.).

Опрос проводился четыре дня, с 15 по 18 марта 2017 года звонковым центром «Контекст» (г. Томск). Всего работало 48 интервьюеров. На первый содержательный вопрос ответило 768 респондентов, полных интервью — 601, или 78% от тех, кто ответил на первый вопрос.
Онлайн анкетирование
Проводилось две недели: с 13 по 22 марта 2017 года включительно. Первоначально спроектированы три типа выборок: (1) таргетирование (по подобию рекламных продуктов) в Facebook*; (2) таргетирование в кластере онлайн ресурсов Mail Group (из основных площадках: Вконтакте, Однокласники, МойМир и тематические поисковые запросы на Mail.ru); (3) баннерное размещение на первых страницах вебсайтов ведущих СМИ.
Реализованная онлайн выборка смещена в сторону критически настроенного кластера интернет сообщества. Во-первых, провалился план опроса в Mail Group. Первоначально получив согласие и разработав стратегию таргетирования на целевой площадке MailTarget, нами был получен принципиальный отказ от коммерческого сотрудничества. Отказ мотивирован тем, что опрос носит политический характер и не соответствует внутренней рекламной политике компании. К сожалению, крупный интернет оператор (Mail Group) полностью дистанцировался от социально-значимых вопросов, которые могут вызвать «нежелательный» общественный резонанс. И, в целом, тематику пыток — фундаментального права человека — приравнял к вопросам политики. Таким образом, из рассмотрения выпал значительный сегмент пользователей интернета, возможно сильно отличающийся от опрошенных на других площадках.

Во-вторых, баннеры были размещены на десятке онлайн изданий, из которых наибольшая конверсия получена по «Новой газете» и «Медиазоне». Оба издания разместили баннеры на первых страницах, что позволило сгенерировать значительных поток переходов. Значительно меньший поток переходов наблюдался со следующих СМИ: «Молоко+», «Такие дела», «Полит.ру», «7х7 Горизонтальная Россия». Во-третьих, полностью удалось реализовать план таргетирования опроса в Facebook*. Организовано две большие площадки: таргетирование от лица содержательных организаторов опроса — Фонд «Общественный вердикт», методического организатора — Иван Низгораев (никнейм Дмитрия Рогозина).

По всем коллекторам зафиксирован достаточно высокий уровень кооперации респондентов, то есть большинство переходов на анкету завершались ее полным заполнением.

Всего можно выделить четыре наиболее крупных коллектора, по которым были организованы потоки респондентов. Максимальное число переходов и заполненных анкет зафиксировано за счет таргетированного продвижения в Facebook* (Общественный вердикт). На первый вопрос анкеты ответило 1013 человек, на последний — 698, то есть завершили интервью 69% от тех, кто начал отвечать. Будем называть этот показатель коэффициентом кооперации (отличие от классического определения коэффициента, разработанного AAPOR, заключается в невозможности учитывать отказы, или не переходы по ссылке людей, которые увидели и прочитали приглашение на участие в опросе. Затем следует аудитория Новой газеты. На первый вопрос ответили 886 человек, на последний — 653, коэффициент кооперации равен 74%. Третий по количеству опрошенных коллектор — таргетированная реклама опроса в Facebook*. 631 человек ответили на первый вопрос и 420 — на последний. Коэффициент кооперации равен 67%. Наконец, четвертый по численности коллектор — Медиазона. На первый вопрос ответили 252 человека, на последний — 157. Коэффициент кооперации равен 62%.

Основные отказы от участия в опросе приходился на блок содержательных вопросов о насилии. Социально-демографические вопросы, позволяющие определить социальный портрет отвечающих, не вызывали затруднений в ответах.

Итого, в онлайн анкетировании на первый содержательный вопрос ответили 3157 респондентов, на предпоследний вопрос о материальном положении – 2515, или 80% от ответивших на первый вопрос, на последний вопрос о регионе проживания – 2335, или 74% от ответивших на первый вопрос респондентов.
Репрезентация половозрастной структуры страны
Телефонный опрос дает наиболее близкие к данным Росстата распределения по полу (табл. 1) и возрасту, поэтому в дальнейшем выборка телефонного опроса используется в качестве базы для сопряжения выборок онлайн анкетирования.
Телефонный опрос дает наиболее близкие к данным Росстата распределения по полу (табл. 1) и возрасту, поэтому в дальнейшем выборка телефонного опроса используется в качестве базы для сопряжения выборок онлайн анкетирования.

По полу в телефонном опросе набрано больше мужчин на 2 процентных пункта в сравнении с данными Росстата. Отклонения от Росстата онлайн выборок по полу значительны. Преобладание женщин сохраняется в следующих коллекторах (табл. 2): (1) таргетированном продвижении анкеты Общественным вердиктом — 34% мужчин, отклонение от Росстата 12 процентных пунктов; (2) Рекламной компании в Facebook* — 38% мужчин и отклонение от Росстата 8 процентных пунктов. В двух больших коллекторах опрошено значительно больше мужчин: (1) в Новой газете — 67% и отклонение от Росстата 21 процентный пункт; (2) на Медиазоне — 76% мужчин и отклонение от Росстата 30 процентных пунктов.
Таблица 1: Сравнение респондентов по коллекторам с данными Росстата по полу, % от ответивших
Таблица 1, обозначения: ОВ — фонд «Общественный вердикт», FB — социальная сеть Facebook*, НГ — «Новая газета», РК — рекламная кампания, М. З — Медиазона, Др. — другие коллекторы, РосСт — данные Росстата.
В обоих случаях мы имеем дело с переходами по баннерам, формирующими потоковую выборку пользователями СМИ. По результатам настоящего исследования можно сформулировать гипотезу о существенном смещении активной аудитории названных изданий в сторону мужского населения. Другими словами, в публичном медиапространстве читателей двух изданий говорят о вопросах насилия в основном мужчины. Это нельзя сказать об аудитории социальных сетей, где доля женщин значительно выше и их голос представлен.

Наиболее непредставленными в онлайн опросе оказались люди старше 66 лет (табл. 2). Причем с увеличением возраста в этой группе вероятность непопадания в выборку возрастает экспоненциально. Другими словами, люди 80-90 лет практически не представлены в опросе.

Таблица 2: Сравнение респондентов по коллекторам с данными Росстата по возрастным группам, % от ответивших
Таблица 2, обозначения: ОВ — фонд «Общественный вердикт», FB — социальная сеть Facebook*, НГ — «Новая газета», РК — рекламная кампания, М. З — Медиазона, Др. — другие коллекторы, РосСт — данные Росстата.
Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет включительно значительно перепредставлена на площадках Медиазоны и в сегменте других коллекторов — 33% и 34% соответственно против 11% по данным Росстата. Значительно меньше молодежи этой возрастной группы откликнулось на опрос по таргетированной рекламе в Facebook* — 3% и на 8 процентных пунктов меньше данных Росстата.

По данным опроса можно сделать вывод, что активная аудитория Медиазоны представляет молодежь, а среднее поколение лучше репрезентируется на медиа ресурсе Новой газеты, в Facebook* и посредством телефонного опроса.
Особенности измерения
Средняя продолжительность полного интервью составила 8,8 минут. Максимальная продолжительность – 24 минуты. Респонденты в целом с интересом и развернуто отвечали на вопросы, однако на первых семи содержательных вопроса наблюдались срывы. В результате респонденты прекращали разговор, аргументируя занятостью, а также тем, что опрос им казался бессмысленным, вопросы некорректно сформулированными или же вопросы вызывали испуг или сильные переживания.
* Facebook и Instagram — проекты Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в России.
Читайте также: