Пытки и жестокое обращение
12. Комитет серьезно обеспокоен многочисленными сообщениями о применении пыток и жестокого обращения в государстве-участнике, включая случаи, когда пытки используются для получения признаний, а также множество других задокументированных случаев пыток, таких как смерть Валерия Пшеничного в 2018 году и Руслана Сайфутдинова в 2017 году. Комитет выражает озабоченность в связи с тем, что сообщения о пытках редко приводят к уголовным преследованиям и что даже в случае такого преследования виновные в пытках обвиняются в превышении должностных полномочий или простом причинении телесных повреждений. В свете предыдущих рекомендаций Комитета (см. CAT/C/RUS/CO/5, параграф 6), Комитет выражает сожаление из-за отсутствия официального заявления высокопоставленных представителей властей, подтверждающего абсолютный запрет пыток (статьи 2, 4, 12 and 16).
13. Комитет побуждает государство-участника противодействовать безнаказанности за допущенные случаи пыток и жестокого обращения, включая гарантии, что высокопоставленные официальные лица публично и однозначно подтвердят, что пытки неприемлемы и что каждый, применивший пытки или соучаствовавший в пытках, или с чьего молчаливого согласия пытки были применены, включая руководство, будут преследованы в уголовном порядке.
Расследование случаев пыток и жестокого обращения
14. Учитывая ответ делегации, что прокуратура в течение суток информируется, с предоставлением подтверждающих документов, о каждом случае пыток и жестокого обращения с задержанными, Комитет обеспокоен постоянными и многочисленными сообщениями об отсутствии своевременного, тщательного и эффективного расследования каждого сообщения о пытках или жестоком обращении. Комитет также выражает серьезную озабоченность в связи с информацией, что по многим таким сообщениям следователи отказывают в возбуждении уголовного дела после проведения предварительной проверки. Комитет также с сожалением отмечает, что отсутствует статистика, дифференцированная по ведомственной принадлежности должностных лиц, по числу полученных жалоб на пытки и жестокое обращение, по числу расследованных случаев пыток и по числу обвинений, предъявленных виновным. Комитет также обеспокоен сообщения о недостаточных человеческих и финансовых ресурсах, которыми располагает специальное подразделение Следственного комитета, в чьи полномочия входит расследование преступлений должностных лиц правоохранительных органов, а также ограниченный доступ следователей спецподразделения к доказательствам пыток и жестокого обращения в местах заключения (статьи 2, 10, 11, 12, 13, 14, 15 and 16).
15. Государство-участник должно:
(a) Незамедлительно, эффективно и тщательно расследовать все случаи и сообщения о пытках и жестоком обращении, привлекать к ответственности всех, чья вина была доказана, и публично отчитываться о результатах привлечения к ответственности;
(b) Воздержаться от отклонения жалоб на пытки и жестокое обращение в рамках предварительной проверки и гарантировать, чтобы следователи немедленно возбуждали уголовные дела и начинали эффективное расследование по всем сообщениям о пытках и жестоком обращении, включая дело Сергея Магнитского;
(c) Усилить способности (мощности) спецподразделения СК, в чьи полномочия входит расследование преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, включая гарантии беспрепятственного доступа ко всем местам заключения и доказательствам, а также предоставление ему необходимых человеческих и финансовых ресурсов для эффективной работы по всем субъектах федерации государства-участника;
(d) Собрать и предоставить Комитету дифференцированную по ведомственной принадлежности должностных лиц статистику по числу жалоб на пытки и жестокое обращение, по числу расследованных дел по этим жалобам, и по предъявленным обвинениям.
Дело Евгения Макарова
16. Комитет учитывает ответы делегации о том, что в рамках расследования событий, запечатленных на недавно опубликованном видео пыток Евгения Макарова сотрудниками колонии в Ярославле в 2017 году, были уволены 17 должностных лиц, 7 находятся в СИЗО и 5 арестованы, а также что Ирине Бирюковой, адвокату Евгения Макарова, которая опубликовала видео и уехала из страны после поступивших угроз жизни, будут гарантированы меры защиты. Комитет, тем не менее, по-прежнему выражает озабоченность тем, что видеонаблюдение доказало свою неэффективность как меры по противодействию пыткам, т.к. видеозапись скрывалась должностными лицами около года и расследование было инициировано лишь после утечки видеозаписи в средства массовой информации, привлекшего огромное общественное внимание (2, 10, 11, 12, 13, 14, 15 и 16).
17. Государство-участник обязано обеспечить незамедлительное, беспристрастное и эффективное расследование дела Евгения Макарова, а также что виновные, если будет доказана их вина, получат надлежащее наказание, включая тех, кто обладает руководящими функциями, и тех, кто скрывал видеозапись. Государство-участник также обязано предпринять все необходимые меры для защиты Евгения Макарова и его адвоката, Ирины Бирюковой, от преследования и репрессий.
Чрезмерное применение силы
18. Комитет выражает обеспокоенность в связи с постоянно поступающими сообщениями о чрезмерном применении силы правоохранительными органами во время демонстраций. В частности, Комитет выражает беспокойство в связи с информацией о том, что сотни протестующих были жестоко избиты и арестованы во время антикоррупционных митингов в Москве и Санкт-Петербурге 12 июня 2017 года; что во время задержания протестующих полицейские скрывали свои индивидуальные значки, что не позволяло идентифицировать их; а также, что протестующим было отказано в доступе к адвокату и основным потребностям во время содержания в чрезвычайно переполненных камерах в полиции (ст. 2, 12-13 и 16).
19. Государство-участник обязано:
(a) Обеспечить, чтобы было проведено незамедлительное, беспристрастное и эффективное расследование всех сообщений о чрезмерном применении насилия правоохранительными органами и представителями вооруженных сил, чтобы виновные были привлечены к ответственности, а потерпевшим был возмещен вред, включая справедливую компенсацию;
(b) Обеспечить профессиональное обучение для правоохранительных органов о необходимости соблюдать принципы обоснованности и пропорциональности применения силы во время полицейских операций, особенно в случае мирных демонстраций, абсолютный запрет пыток и других обязанностей государства по Конвенции, а также соблюдать Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами правоохранительных органов;
(c) Укрепить соблюдение законодательства, требующего от всех сотрудников правоохранительных органов, находящихся при исполнении своих обязанностей, носить индивидуальные нагрудные знаки, позволяющие их идентифицировать и обеспечить персональную ответственность в случае актов пыток и жестокого обращения.
Наркопотребители
20. Принимая во внимание отсутствие опиоидной заместительной терапии в государстве-участнике, Комитет выражает обеспокоенность в связи с постоянно поступающими сообщениями о намеренном использовании правоохранительными органами абстинентного синдрома, развивающегося у задержанных наркопотребителей, для получения признательных показаний, в также в связи с тем, что суды признают такие показания законными. Комитет выражает сожаления в отношении того факта, что государство-участник не приняло эффективных мер для решения проблемы, несмотря на наличие рекомендаций от других договорных органов, например Комитета по правам человека в 2015 году (ст. 2, 11, 15 и 16).
21. Комитет настоятельное призывает государство-участника принять все необходимые меры для эффективной защиты наркопотребителей, лишенных свободы, от причинения боли и страданий, вызванных абстинентным синдромом, включая случаи, когда полицией оказывается давление для получения признательных показаний; обеспечить, чтобы такие признания отвергались судами; а также предоставить задержанным наркопотребителям адекватный доступ к надлежащей медицинской помощи.
Мониторинг мест лишения свободы
22. Отмечая меры, принятые государством-участником для укрепления общественных наблюдательных комиссий (ОНК), включая принятие 19 июля 2018 года федерального закона №203, направленного на расширение прав ОНК, Комитет выражает обеспокоенность в связи с постоянно поступающими сообщениями о продолжительном дефиците финансирования ОНК, который повлиял на снижение количества посещений в отчетный период. Комитет также выражает обеспокоенность в связи с поступившей информацией о том, что в результате пересмотра правил назначения в ОНК Совет Общественной палаты назначил непропорционально много новых членов ОНК с опытом работы в правоохранительных органах и исключил независимых наблюдателей, подрывая их репутацию как беспристрастных и независимых экспертов. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что сообщения о запрете доступа членам ОНК в места лишения свободы продолжают поступать, а также продолжают иметь место запреты проносить с собой фото- и видеооборудование. Комитет также выражает обеспокоенность в связи с тем, что на федеральные власти законодательно не возложено обязанности отвечать на рекомендации, подготовленные ОНК, и что лишь в редких случаях выявленные комиссиями нарушения приводят к расследованию уголовных дел.
23. Государств-участник обязано:
(a) Обеспечить эффективность и независимость работы ОНК, включая обеспечение комиссий необходимыми человеческими и финансовыми ресурсами, а также гарантировать, что назначение членов ОНК соответствует требованиям законодательства;
(b) Обеспечить на практике беспрепятственный доступ членов ОНК во все места лишения свободы, включая психиатрические учреждения, возможность проводить конфиденциальные интервью с заключенными, а также что любые должностные лица, в том числе администрации колоний, препятствующие работе ОНК, будут подвергнуты надлежащим санкция;
(c) Предпринять все необходимые меры, чтобы соответствующие представители власти незамедлительно реагировали на рекомендации, подготовленные ОНК;
(d) Рассмотреть вопрос о предоставлении некоммерческим организациям (НКО) права на регулярный мониторинг мест заключения для дополнения мониторингов, проводимых ОНК.
Превентивные механизмы
24. Учитывая ответы делегации о возможном дублировании мониторинговых функций, Комитет считает, что государству-участнику все еще необходимо принять меры по превенции пыток и ратифицировать на международном и национальном уровнях Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (OPCAT), и таким образом создать национальный превентивный механизм. Комитет с уважением отмечает участие государства-участника в региональных превентивных механизмах и ценит заявление делегации о том, что государство-участник тесно сотрудничает с Европейским Комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП), и что государство-участник не исключает возможность публикации доклада ЕКПП по результатам его визита (ст. 2, 12 и 13).
25. Комитет рекомендует государство-участнику ратифицировать Факультативный протокол (OPCAT) и создать национальный превентивный механизм в соответствие с OPCAT. Комитет также предлагает государству-участнику принять решение по запросу о публикации доклада ЕКПП, подготовленного по результатам визита ЕКПП в Россию.
Независимый механизм подачи жалобы на пытки
26. Отмечая ответы делегации о том, что заключенным ежедневно представляется возможность подать жалобу на пытки, Комитет продолжает выражать обеспокоенность в связи с поступающими сообщениями о том, что на практике у заключенных нет надлежащего доступа к эффективному, безопасному и независимому механизму подачи жалоб на пытки, и что лица, сообщившие о пытках, подвергаются репрессиям и контр-обвинениям в ложном доносе и уголовным преследованиям, приводящим к новому сроку отбывания наказания (ст. 2, 12 и 13).
27. Государство-участник обязано обеспечить всем лицам, в особенности тем, кто лишен свободы, надлежащий доступ к независимым механизмам подачи жалоб, через которые они смогут передавать конфиденциальные сообщения о пытках или жестоком обращении в независимый орган следствия. Государство обязано принять все необходимые меры, чтобы защитить заключенных, предположительно подвергшихся пыткам, от преследования и репрессий, включая возбуждение ответных уголовных дел.
Правозащитники и журналисты
28. Комитет выражает глубокую обеспокоенность в связи с зарегистрированными случаями преследований, похищений, незаконного лишения свободы, пыток, жестокого обращения и убийств правозащитников, адвокатов, журналистов, политических оппозиционеров, а также в связи с отсутствием эффективного расследования таких дел, включая громкие дела, таких как убийство Анны Политковской в 2006 году и Натальи Эстемировой в 2009 году. Ссылаясь на свои письма, направленные государству-участнику 17 и 28 мая 2013 года, по поводу административных дел против Центра «Мемориал» и Фонда «Общественный Вердикт», Комитет выражает сожаление в связи с поступившей информацией, что прокуратура обосновала политический характер деятельности этих организаций тем фактом, что они представили альтернативный доклад в Комитет в 2012 году и этим аргументировала внесение этих организаций в реестр «иностранных агентов». В связи с этим Комитет выражает обеспокоенность в связи с сообщениями о том, что «закон об иностранных агентах» и «закон о нежелательных иностранных и международных организациях» часто используются для административного преследования против правозащитных организаций путем принуждения их прекратить или приостановить свою деятельность (ст. 2, 11, 12, 13 и 16).
29. Государство-участник обязано в срочном порядке:
(a) Обеспечить, чтобы правозащитные организации могли свободно выполнять свою работу на территории государства-участника;
(b) Принять меры для защиты правозащитников, юристов и журналистов от преследований и нападений, расследовать все сообщения о таких случаях, привлечь к ответственности и наказать виновных и гарантировать возмещение вреда, включая предоставление эффективных средств защиты и надлежащей компенсации потерпевшим и их семьям;
(c) обеспечить защиту правозащитникам, журналистам и адвокатам от репрессий, включая административное преследование за их связь с или предоставление информации в договорные органы ООН, включая этот Комитет, как это было рекомендовано прежде (см. CAT/C/RUS/CO/5, пункт 12(b)).
Насилие в отношении женщин
30. Принимая во внимание разъяснения делегации, Комитет выражает обеспокоенность в связи с тем, что в законодательстве государства-участника отсутствует определение домашнего насилия, а также тем, что несмотря на существенный рост зарегистрированных случаев домашнего насилия в статью 116 Уголовно-процессуального кодекса были внесены поправки, которые перевели некоторые виды домашнего насилия в административное правонарушение, применяемое в отношение тех, кто привлекается впервые. Комитет также выражает беспокойство в связи с сообщениями, что полицейские часто не хотят регистрировать жалобы о домашнем насилии и даже отговаривают жертв от подачи таких сообщений, и что жертвы вынуждены участвовать в примирительных процессах с виновными. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что доля обвинительных приговоров за изнасилование очень низкая, и что статьи 75 и 76 Уголовного кодекса могут позволить лицам, впервые приговоренным за изнасилование или сексуальные посягательства избежать ответственности из-за того, что они совместно проживают с жертвой или состоят с ней в браке. Комитет выражает обеспокоенность относительно так называемых «убийств чести» и похищений невест, которые все еще имеют место на Северном Кавказе, в особенности в Чечне, Дагестане и Ингушетии, и того, что виновные редко привлекаются к ответственности за счет представления оправдательных аргументов для того, чтобы преступления оставались безнаказанными (ст.2, 12,13, 14 и 16).
31. Государство-участник обязано определить домашнее насилие в своем законодательстве в соответствии с международными стандартами и принять меры для содействия в преследовании виновных в домашнем насилии в рамках уголовного законодательства. Государство также обязано обеспечить, чтобы все сообщения о насилии в отношении женщин, через действие или бездействие официальных лиц и других, кто может нести ответственность по Конвенции, были зарегистрированы полицией и расследованы незамедлительно, беспристрастно и эффективно, и, чтобы виновные были привлечены к ответственности, и, если вина их будет установлена, наказаны. Государство-участник также должно принять необходимые меры, чтобы гарантировать безопасность жертв.
Атаки против лиц лесбийской, гомосексуальной, бисексуальной, трансгендерной и интерсексуальной (ЛГБТ) ориентации
32. Комитет выражает озабоченность в связи с регулярными сообщениями о проявлении насилия в отношении лиц лесбийской, гомосексуальной, бисексуальной, трансгендерной и интерсексуальной ориентации в связи с их сексуальной ориентацией или половой идентичностью, таком как физические нападения или жестокое обращение. Комитет также выражает озабоченность в связи с сообщениями о резком росте числа преступлений на почве ненависти в отношении представителей ЛГБТ с момента вступления в силу закона, запрещающего «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений». Свою особую озабоченность Комитет выражает в связи с сообщениями о том, что в ходе «зачисток, направленных против гомосексуалов» в марте 2017 года полиция Чечни, военнослужащими и другими лицами без оснований были задержаны мужчины предположительно гомосексуальной ориентации, к которым были применены пытки электрошокером, в то время как родственников жертв принуждали согласиться с «убийствами чести». Комитет выражает озабоченность в связи с сообщениями о вмешательстве представителей правоохранительных органов Чечни в доследственные действия по всем этим необоснованным утверждениям, как было заявлено делегацией во время диалога, не были установлены факты и таким образом не были проведены уголовные расследования (ст. 12, 13, 14 и 16).
33. Государство-участник обязано:
(a) Обеспечить расследование, предъявление обвинений и в случае доказанности причастности к преступлениям – наказание виновных в нападениях с применением насилия и преступлениях на почве ненависти к лицам в связи с их сексуальной ориентацией или половой идентичностью, в частности в связи с применением насилия в Чечне в марте 2017 года;
(b) Отменить закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений», который способствует распространению стигмы и предрассудков против людей лесбийской, гомосексуальной, бисексуальной, трансгендерной и интересексуальной ориентации.
(c) Провести обучение среди кадрового состава правоохранительных органов и судейского корпуса по вопросам выявления и борьбы с преступлениями на почве ненависти, включая ненависть к различной сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Антитеррористические меры
34. Комитет выражает озабоченность в связи с систематическими сообщениями о частом применении статей Уголовного кодекса, направленных на борьбу с терроризмом, против гражданских активистов, включая антифашистов; о том, что сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) в обычном порядке применяют пытки для получения признательных показаний от тех, кого обвиняют в террористических действиях; и о том, что никто не был привлечен к уголовной ответственности в связи с обвинениями в применении пыток, в частности в отношении Игоря Шишкина, братьев Азимовых и восьми членов группы «Сеть» (ст. 2, 11, 12 и 16).
35. Государство-участник обязано обеспечить соответствие любой предпринимаемой антитеррористической меры положениям Конвенции, запрещающей пытки и жестокое обращение, а также обеспечить надлежащее, беспристрастное и эффективное расследование всех заявлений о пытках и жестоком обращении в отношении обвиняемых в участии в террористических действиях, включая вышеперечисленные случаи, а также обеспечить привлечение к уголовной ответственности всех виновных и их надлежащее наказание.
Дедовщина, пытки и жестокое обращение
36. Комитет выражает свое одобрение в отношении мер, принятых Государством-участником для прекращения и борьбы с неуставными отношениями в рядах вооруженных сил, таких как создание рабочей группы по борьбе с унизительным обращением, по проведению регулярного аудита военными прокурорами и по обучению старшего армейского состава при аппарате Главного военного прокурора, вместе с тем выражает свою озабоченность в связи с сообщениями о незначительном числе привлеченных к уголовной ответственности виновных в неуставных отношений (ст.2 и 16).
37. Комитет напоминает о ранее озвученных рекомендацияx (см. CAT/C/RUS/CO, параграф 16), обязывающих Государство-участник прекратить и искоренить практику неуставных отношений и жестокое обращение с призывниками. Государство-участник обязуется провести надлежащее, беспристрастное и эффективное расследование всех заявленных случаев жестокого обращения с военными, проходящими военную службу, и всех случаев смертельного исхода в этом же контексте; привлечь к уголовной ответственности всех виновных и выбрать уместную меру ответственности; опубликовать результаты этих расследований; и предоставить жертвам компенсацию согласно общему замечанию №3 Комитета.
Условия заключения
38. Комитет выражает свое одобрение мер, принятых Государством-участником в отношении условий содержания, включая Реформу оказания медицинской помощи в пенитенциарных учреждениях в 2015 году. Вместе с тем, Комитет выражает озабоченность в связи с продолжающимися сообщениями о скученности в ряде учреждений и тяжелом материальном обеспечении, включая ненадлежащий доступ к пище, воде, обогреву, вентиляции, санитарно-гигиеническим условиям и медицинской помощи. Комитет выражает свою озабоченность в связи с сообщениями о таком же низком уровне содержания детей, рожденных в заключении, и недостаточном доступе к медицинским услугам и образовательным программам для этих детей и их матерей. Комитет выражает озабоченность в связи с расхождением между высоким числом смертных случаев и обвинений в адрес тюремных сотрудников, связанных с этими случаями, и низким числом вмененных наказаний на практике. Отмечая, что такой высокий уровень смертности по общему признанию связывается с высокой частотой передачи инфекционных заболеваний, включая туберкулез и ВИЧ/СПИД, между заключенными и неудовлетворительным уровнем медицинской помощи, Комитет выражает растущую озабоченность в связи с сообщениями о неудовлетворительном доступе к тестированию на ВИЧ и специализированному лечению, такому как высокоэффективной антиретровирусной терапии (АРТ). Далее, озабоченность Комитета связана с сообщениями об крайне невыносимых условиях, в которых заключенные этапируются, включая случаи, когда некоторые из них перевозились в автозаках в «стаканах» размером 0,3 м² (ст. 11 and 16).