До сих пор, несмотря на усилия властей по реформированию пенитенциарной службы и государственного механизма расследования, не искоренена практика массовых издевательств и избиений с привлечением спецназа. 6 марта 2019 года на территорию Желтоводской колонии № 26 приехало около десятка вооруженных людей в черной форме с закрытыми балаклавами лицами. Они проводили общий обыск. Идентифицировать их личность или установить принадлежность к конкретному силовому подразделению было невозможно: на форменных шевронах указывалась лишь аббревиатура спецподразделения.
Как утверждают заключенные, их вышвыривали из камер, укладывали лицом вниз и практически всех избивали. Удары наносились по различным частям тела, в том числе по голове, что запрещено ведомственными инструкциями. Некоторым осужденным засовывали в рот тряпичные кляпы, надевали на голову капюшоны и сверху обматывали скотчем так, чтобы закрыть глаза.
Не менее жестокие и массовые пытки имели место в Алексеевской исправительной колонии № 25. Когда представители Харьковской правозащитной группы приехали в колонию в марте 2020 года, более 20 заключенных обратились к ним с жалобами на незаконное насилие со стороны сотрудников учреждения и так называемых «помощников администрации».
Заключенные сообщили об изощренных пытках — поджоге бумаги на теле и обездвиживании с помощью клейкой ленты на несколько дней, после чего некоторые осужденные совершали попытки самоубийства.
Администрация учреждения категорически отрицала применение насилия к заключенным, но факты подтверждались фотографиями телесных повреждений, снятыми на мобильный телефон.
Из доклада Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека следует, что ночью 8 января 2020 года в колонию вошли спецназовцы группы быстрого реагирования, которые выводили осужденных во двор без теплой одежды, при помощи спецсредств фиксировали им руки за спиной и клали на асфальт (некоторые из них пролежали таким образом полураздетыми больше часа). «22 осужденных были фактически замучены: их били током, выводили обнаженными на улицу и насиловали палками».
В дальнейшем осужденных заставили написать объяснительные о том, что они препятствовали проведению обыска и не имеют претензий к администрации. Руководство колонии заявило о правомерности своих действий и объяснило обыск и введение в учреждение бойцов группы быстрого реагирования необходимостью предотвратить «бунт». В колонии был объявлен «особый режим», запрещены свидания и с родственниками, и с адвокатами, в колонию не допускали независимых врачей, общественных мониторов и помощников народных депутатов; создавались препятствия в работе представителей Омбудсмена.
В ходе последующего официального расследования выяснилось, что при нахождении группы быстрого реагирования в учреждении не работала ни одна стационарная камера видеонаблюдения, а запись при помощи нагрудных видеорегистраторов сотрудниками спецподразделения не осуществлялась.
О качестве рассмотрения в Украине жалоб заключенных можно судить
по статистике Офиса Генерального прокурора: в 2019 году из 40 зарегистрированных прокуратурой жалоб на запрещенные методы воздействия со стороны администрации были удовлетворены лишь три.
Для утаивания информации о пытках администрация мест лишения свободы практикует сокрытие фактов получения заключенными телесных повреждений. В декабре 2019 года, после конфликта заключенных с персоналом, в медицинскую часть Кропивницкого следственного изолятора поступило 97 жалоб от 82 заключенных в связи с телесными повреждениями, полученными ими во время проведения так называемых «режимных мероприятий». Позже
сотрудники Офиса Омбудсмена обнаружили, что большое количество заключенных с телесными повреждениями вообще не были осмотрены медицинскими работниками, а сами повреждения и обстоятельства их получения не зафиксированы в служебной документации учреждения.
В местах лишения свободы медицинская помощь жертвам пыток предоставляется лишь в случае реальной угрозы их жизни и нередко становится предметом шантажа осужденных. Так, заключенный Холодногорской исправительной колонии № 18 в результате избиения сотрудниками учреждения получил телесные повреждения в виде перелома правой руки.
По утверждению пострадавшего, работники колонии не оказывали ему медицинской помощи и не проводили госпитализации до тех пор, пока он не сообщил под запись на видеорегистратор, что травма была им получена из-за падения с гимнастической перекладины при выполнении физических упражнений.
На фоне такого затяжного кризиса с соблюдением прав человека в исправительных учреждениях проведенная Министерством юстиции ликвидация Директората по правам человека,
доступу к правосудию и правовой осведомленности выглядит нелогично
и дает основания сделать вывод о том, что власть не прикладывает должных усилий для исправления сложившейся ситуации.
Институты Омбудсмена и Национального превентивного механизма (НПМ), в силу законодательного ограничения своих полномочий и очевидного дефицита человеческих и финансовых ресурсов, также не оказывают существенного влияния на состояние дел в местах лишения свободы.
«Статистика визитов в рамках НПМ показывает, что с момента его создания процент посещенных мест лишения свободы остается критически низким и не превышает 5% от общего количества. Существующая в Украине модель Омбудсмена не предусматривает никаких серьезных рычагов воздействия на нарушителей, кроме публичной критики и открытого обсуждения проблем», —
к такому выводу пришли эксперты Харьковского института социальных исследований в своей оценке деятельности НПМ в Украине. Зачастую должностные лица открыто демонстрируют свое негативное или пренебрежительное отношение к визитерам НПМ, не только вяло реагируя на выявленные нарушения, но и открыто препятствуя их работе. Так, в феврале 2019 года администрация Держивской исправительной колонии № 110 (Львовская область)
просто не впустила представителей офиса Омбудсмена на территорию учреждения.